В конце 2016 года Международная черкесская ассоциация (МЧА) провела в Нальчике международную научно-практическую конференцию, ключевой темой которой стала роль гражданского общества в гармонизации межэтничеких и межкультурных отношений.
В работе конференции приняли участие представители черкесских структур России, Иордании, Сирии и Турции, а также один из основателей МЧА — общественный деятель из Голландии Фатхи РАДЖАБ.
Важно отметить, что указанная конференция прошла вместо запланированного ранее очередного заседания исполкома МЧА, поскольку его проигнорировали представители черкесских организаций Турции и Европы.
Поводом для их неявки и ультиматума послужили ограничительные меры в отношении руководителя Федерации кавказских ассоциаций Турции (Kaffed) Яшара АСЛАНКАЯ, связанные с его въездом в Россию.
МЧА приняло все зависящие от нее меры для решения этого вопроса: соответствующие письма с просьбой о снятии запрета на въезд АСЛАНКАЯ были направлены в МИД, ФСБ и Администрацию Президента России.
Однако данную ситуацию отдельные личности сразу попытались использовать для раскола МЧА. Кому это выгодно? Обеспокоенные представители делегаций высказали свое мнение.
Владимир ГУБАЧИКОВ, председатель ревизионной комиссии МЧА (Россия):
— Международная черкесская ассоциация — очень важный инструмент для адыгов. Как вы знаете, ассоциация способствует развитию связей между черкесами.
В настоящее время роль организации возрастает. В частности, она имеет возможность оказывать помощь репатриантам в обеспечении жильем и адаптации к условиям проживания в стране.
Но время сейчас непростое, многие государства не ладят между собой и имеются определенные разногласия. К сожалению, это сказывается и на адыгах, проживающих по всему миру.
При этом, проживающим в других странах адыгам нельзя ошибаться. Нам необходимо всем идти по одному пути. Если они будут в разногласии — каждый тянуть в свою сторону, то дела нашего народа будут испорчены.
Именно поэтому на Международную черкесскую ассоциацию возложена большая ответственность, с которой, по воле Всевышнего, она справится.
Фатхи РАДЖАБ, общественный деятель (Нидерланды):
— Вот посмотрите, Турция с Россией долгое время враждовали, но в настоящее время отношения между этими странами улучшились, а адыги остались врагами в этой ситуации. Это очень большая беда.
Если мы, адыги, давали кому-то слово, то мы его держали. Это хорошая традиция и обычай. Где бы то ни было: в Турции, в Сирии — всюду адыгов приглашают на хорошую работу и ответственные посты. Вот какие мы — адыги! Но политике и международным отношениям мы не можем соответствовать.
Мы связаны с Россией тут, и с Турцией там. В Турции сейчас чуть стало лучше положение адыгов, чем было. Раньше было очень тяжело. Теперь там можно называть себя адыгом и говорить на родном языке. Поэтому и сложное дело затрагивать политику.
И Россия, и другие страны позволяют заниматься делами адыгского народа. Но, к сожалению, отдельные лица политизируют черкесские дела. В частности, много представителей молодежи пытаются заставить Турцию, Россию извиниться перед адыгами за прошлое и так далее.
Нам не это надо делать, а заниматься возрождением нашей культуры. Сегодня наступает некий ренессанс, пробуждение…