Говоря об ожиданиях в России от результатов выборов во Франции, важно сразу отметить, что ожидания есть, во многом, только в Кремле. Подавляющее большинство россиян к данной теме сколь-нибудь очевидного интереса не проявляет, несмотря на ее активное навязывание в повестку новостных и политически-аналитических программ центральных телеканалов. В минувшие выходные она и вовсе стала одной из ключевых, затмив даже Украину.
Поскольку Франция была и остается одой из ведущих мировых держав и тех «китов», на которых держится Евросоюз, в Кремле очевидно заинтересованы в появлении на посту главы Пятой республики пусть и не прямо управляемого из Москвы (в нынешней системе политических координат это сложно представить), то, по меньше мере, не враждебно настроенного по отношению к ней.
Логично предположить, что в этом направлении задолго до выборов «прощупывались» все возможные фавориты президентской гонки. Поэтому ставка на лидера политической партии «Национальный фронт» Марин ЛЕ ПЕН совершенно не случайна.
Много было и остается разговоров о том, что Москва поддерживает Марин Ле ПЕН не только морально.
В ответ ЛЕ ПЕН не раз заявляла о необходимости пересмотра отношений на линии Париж-Москва и выхода из пула государств, присоединивших к антироссийским санкциям США. Поскольку это, прежде всего, вредит экономике самой Франции.
В случае победы Марин ЛЕ ПЕН во втором туре, хотя она и кажется маловероятной, корректировка внешней политики Парижа, скорее всего, произойдет. Однако она будет не настолько радикальной, как заявляет лидер «Национального фронта». Ведь одно дело —предвыборные обещания радикального политика и совсем другое — действия главы одного из ключевых государств Европы. Примеров тому в мировой истории предостаточно. В т.ч. и недавнем прошлом.
О том, что Президент США Дональд ТРАМП будет отличаться от кандидата ТРАМПА , не раз мной говорилось и писалось до ноября 2016 года. В России мало кем всерьез это воспринималось, поскольку общество верило в иллюзию #ТрампНаш.
Почему тогда и ТРАМП, и ЛЕ ПЕН, и ряд других западных политиков в ходе выборных кампаний активно используют российскую тематику и даже делают реверансы в сторону Москвы?
Причина не только в финансах, хотя ЛЕ ПЕН, в отличие от ТРАМПА, финансовая поддержка Кремля (пусть и замаскированная под коммерческие кредиты) была бы не лишней. Французские политики никогда не гнушались иностранной финподдержки. Достаточно вспомнить скандалы с деньгами ныне покойного Муаммара КАДДАФИ в президентской кампании Николя САРКОЗИ. Другое дело, что благодарность французской стороны может диаметрально отличаться от той, которую ожидают инвесторы. Пример того же КАДДАФИ показателен.
Но вернемся к причинам интереса к разыгрыванию «русской карты» на выборах. Москва восстановила статус мировой державы, нивелированный после развала СССР и с ней приходится вновь считаться, как бы этого кому не хотелось.
К тому же, как в самой России есть немало романтично симпатизирующих Евросоюзу и США, так есть таковые и на Западе. Это можно рассматривать как результат российской пропаганды, так и горестного осознания того, что твоя Родина (Франция, Германия, Соединенное Королевство), бывшая некогда Великой Державой, ныне вынуждена жить с оглядкой на Белый дом, нередко в ущерб своим национальным интересам.
Поэтому Россия, Китай и даже КНДР у не слишком информированных о жизни внутри этих государств граждан вызывают романтически-идеалистические чувства. К слову, и в 70-80-е годы в Европе и США было немало симпатизировавших СССР.
Было бы ошибочно игнорировать эту часть электората. Поэтому одна из тем кампании посвящена России. Одна из многих, но не вся кампания, как то пытается внушить своим гражданам пропаганда Кремля.
Выход Франции из Евросоюза видится маловероятным. Во-первых, как я выше заметил, победа во втором туре Марин ЛЕ ПЕН сравнима с чудом — нотабли приложат все возможное для того, чтобы этого не случилось, т.к. угрожает их корпоративным интересам. Даже противники Эмманюэля МАКРОНА из их числа скорее поддержат его во втором туре, нежели лидера «Национального фронта».
Во-вторых, если представить победу ЛЕ ПЕН, то о скором и вообще возможности frexit тоже говорить странно. О перезагрузке Евросоюза, о попытке (заранее, впрочем, обреченной на провал) снижения зависимости от США — да. Но не о выходе из Евросоюза, т.к. в этом случае он еще более превратится в «Четвертый рейх» Германии и усилит ее. В то время как Франция еще больше утратит свое влияние.
Не стоит забывать, что Германию с Россией связывает гораздо больше, нежели Францию с Россией. А в случае попытки претворения ЛЕ ПЕН озвученных в ходе предвыборной гонки планов по выходу из-под влияния США, ответная реакция может вполне снести ее с президентского кресла. На стороне Белого дома будут нотабли.
Вспомним печальную историю Шарля ДЕ ГОЛЛЯ, а уж он был безоговорочным кумиром Франции, что для Марин ЛЕ ПЕН — предел мечтаний.