Обстановка вокруг Нагорного Карабаха настолько накалена, что для нового большого взрыва достаточно даже малейшего повода, даже незначительной провокации — вроде выведения на линию соприкосновения зенитно-ракетного комплекса «Оса».
Прекрасно знают это политики и в Ереване, и в Баку. Знают, но поочередно то поводы и провокации генерируют, то на них «ведутся», невольно подтверждая тщательно формируемый оппонентами образ недоговороспособного и агрессивного соседа.
В результате гибнут люди с обеих сторон конфликта, а его мирное решение отдаляется, поскольку в таких условиях выглядит совершенно бесполезным склонение разными способами сторон конфликта к подписанию соглашения о неприменении всех видов вооружений в случае возвращения Арменией оккупированных районов Азербайджану.
Предложенный Москвой план поэтапного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе предварительно одобрен в обеих кавказских столицах.
Однако Ереван в качестве гарантии безопасности своего потенциального анклава выдвинул априори неисполнимое со стороны Баку условие: признать право Нагорного Карабаха на суверенитет и признать его третьей полноправной стороной конфликта, хотя всем известно, что самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика де-факто является частью Армении и полностью управляется ее руководством.
В нынешней ситуации максимум на что может пойти официальный Баку, да и то рискуя навлечь на себя протест радикальной части общества, — это предоставление региону в составе Азербайджана широкой автономии и права этническим армянам, принявших решение остаться в Нагорном Карабахе, на дошкольное и школьное образование на родном языке, а также двуязычное ведение всей официальной документации и представительство от региона в Милли Меджлисе (парламенте).
Частично эти права могут быть распространены и на представителей армянского народа, решивших остаться проживать в семи оккупированных Арменией районах Азербайджана в случае их возвращения под контроль Баку.
Последнее — более реалистично, однако, как я заметил выше, Ереван выдвигает априори невыполнимое условие и пока не будет достигнут компромисс по статусу региона, процесс мирного урегулирования будет продолжать буксовать. Несмотря на все посреднические усилия России и лично ее лидера Владимира ПУТИНА.
Фото: ArmenianReport.