ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КУРДИСТАНА НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ИЗВНЕ

ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КУРДИСТАНА НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ИЗВНЕ
226

Стремление иракских курдов добиться независимости насчитывает не одно десятилетие. В разные периоды истории Ирака внешние силы то поддерживали курдов против центрального правительства Багдада, то шли на сговор с ним. Это в свою очередь влекло за собой прекращение активной фазы противоборства курдских пешмерга с правительственной армией.

Попытки провести референдум в Иракском Курдистане предпринимались и ранее, но по разным причинам его дата переносилась на более «благоприятное время». По мнению политического руководства иракских курдов, такое время настало именно сейчас, когда в Ираке они обладают всеми атрибутами государственности, но без общепризнанного статуса.

Не исключено, что результаты референдума будут использованы курдами для торга с Багдадом с целью еще большего увеличения их статуса в рамках федерации или конфедерации.

В свою очередь соседний Иран не может быть сторонним наблюдателем данного процесса, который, как утверждает руководство страны, был «инициирован Западом в лице США, с целью спровоцировать волнения в Иране».

Курдов в Иране насчитывают около 8 млн человек. После Второй мировой войны, воспользовавшись слабостью центральной власти и сложившейся геополитической ситуацией, курды предприняли попытку создать свою государственность.

В январе 1946 года была провозглашена т.н. Мехабадская республика. Он просуществовала всего 11 месяцев, но не получив внушительной внешней поддержки, Тегеран смог с легкостью подавить восстание курдов.

С целью не допустить подобных волнений в будущем, шах Ирана Мохаммед Реза ПЕХЛЕВИ заключил с лидером курдов Мустафой БАРЗАНИ договор, по которому основная деятельность курдов будет перенесена в Ирак, где у власти в то время находились враждебные Тегерану силы — баасисты.

Шахская спецслужба САВАК стала вооружать и обучать курдские пешмерга. Благодаря мощной поддержки из Тегерана, курды добились больших успехов, но в планы шаха не входило усиление курдов в Ираке настолько, чтобы после они смогли бы стать головной болью для самого Ирана.

В 1975 году Саддам ХУСЕЙН пошел на значительные уступки шаху — был заключен т.н. Алжирский договор. Соглашение предусматривало урегулирование территориальных споров между двумя странами, установление государственной границы по тальвегу реки Шатт-эль-Араб, а также прекращение взаимной подрывной деятельности.

При невыполнении достигнутых Алжирских договоренностей Ирак в любом случае оказывался в проигрыше, т.к. шах Ирана всегда мог возобновить оказание помощи иракским курдам, но на этот раз ПЕХЛЕВИ не стал бы церемониться с Багдадом и дело могло бы закончиться фатально для власти партии «Баас». Осознание подобного поворота событий и вынудило ХУСЕЙНА пойти на значительные уступки шахскому Ирану.

Со свержением режима Саддама ХУСЕЙНА курды получили большие полномочия в рамках «единого Ирака». Однако такое состояние не могло долго длиться, ибо существуют краеугольные отличия в стремлениях курдов и Багдада. К этому добавляются интересы мировых и региональных держав, которые используют (или пытаются использовать) «курдский джокер» для решения своих геополитических задач.

В Иране не так остро стоит курдский вопрос, как в Турции или Ираке, но Тегеран несомненно следит за развитием событий возле своих границ и предпринимает превентивные шаги.

Так, в ответ на самовольный референдум о независимости Иракского Курдистана власти Ирана заблокировали участок границы с Ираком. Турция планирует поступить аналогично, сообщает агентство Mehr News.

Как пояснил официальный представитель МИД Ирана Бахрам КАСЕМИ, Тегеран принял подобные меры по требованию Багдада. По его словам, Иран уважает суверенитет и целостность Ирака и выступает против любых попыток их нарушить.

По мнению же известного востоковеда Александра КНЯЗЕВА, в Иране курдская элита в высокой степени кооптирована (встроена) в общеиранскую элиту, в политическую систему Ирана и в бизнес. Не имеют курды в Иране и проблем с реализацией своей этнической идентичности в культурно-языковой сфере.

Курдский вопрос тесным образом связан с межгосударственными отношениями между Ираном, Ираком, Турцией и международными отношениями на Ближнем и Среднем Востоке.

Следует учитывать, что поспешные действия в намерении создать свое государство без учета специфики региона и конкретного исторического момента всегда чреваты катастрофическим провалом для курдов.

Без заинтересованности извне и внушительной внешней поддержки практически невозможно формирование «независимого Курдистана» или хотя бы добиться на первом этапе статуса автономии в рамках того или иного государства.

Примером служит Ирак, где при помощи США и сил антисаддамовской коалиции был свергнут баасистский режим и курды получили возможность сформировать Курдский Автономный район и впервые за всю историю Ирака принять активное участие в политике страны.

Таким образом, вряд ли можно найти универсальный способ урегулирования курдского вопроса. Представляется проблематичной трансформация Турции и Ирана в федеративные государства и провозглашение в них курдских республик, как того желают турецкие и иранские курды.

С одной стороны, этому препятствуют политические процессы в каждой из стран проживания курдов. С другой, особенности геополитической ситуации региона в целом.

Из вышесказанного можно заключать, что курдский вопрос в XXI веке будет развиваться диаметрально противоположными направлениями. Все будет зависеть от развития событий на Ближнем Востоке, с учетом международного положения и отношения мировых и региональных держав к стремлению курдов создать «единый и независимый Курдистан».

Источник.

АКТУАЛЬНО