КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ИДЛИБ?

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ИДЛИБ?

Подразделения турецкой армии сосредоточены в районе Рейханлы провинции Хатай, в непосредственной близости от сирийской границы. Целью предстоящей военной операции Турции является штурм сирийского города Идлиб. Укрепление турецких позиций в Рейханлы представляет собой недвусмысленный сигнал отрядам сирийской оппозиции, аффилированных с Анкарой.

Основная причина выбора именно данного направления военной кампании состоит в том, что Идлиб на данный момент является последним рубежом на пути к нейтрализации сил, подконтрольных Башару АСАДУ. И у Турции, по сути, нет другого варианта, кроме как задействовать сирийских повстанцев именно в данном направлении, поскольку на других участках фронта они утратили какой бы то ни было интерес.

Саудовская Аравия, равно как и Ката,р в свете обострившегося конфликта друг с другом особо не заинтересованы в поддержке оппозиции в Сирии. Для арабских государств на сегодняшний было бы намного предпочтительнее спихнуть оппозиционные группировки сил на Турцию, которая, впрочем, и сама не знает, что с ними делать дальше.

Однако в свете трехсторонних договоренностей между Тегераном, Москвой и Анкарой о разграничении «зон безопасности», нахождение турецкой армии к северу от Идлиба позволяет обеспечить гарантии деэскалации конфликта на подконтрольной ей территории. Вместе с тем, демонстрируя военную силу, Турция направляет послания и иракским курдам.

В сентябре 2017 года правительство Хейдара аль-АБАДИ выразило готовность принять комплекс превентивных мер для сохранения территориальной целостности Ирака. И турецкие войска здесь оказались весьма востребованными, поскольку воевать с курдами исключительно силами иракской армии совершенно бессмысленно.

Впрочем, в основе этого конфликта не только политика. Дело в том, что примерно 1/10 часть иракской нефти находится на курдской территории. И тот, кто первым завоюет «нефтеносную жилу», сможет диктовать условия игры на всем Ближнем Востоке. В связи с этим, Анкара не желает упустить свой шанс получить крупную добычу.

До сентября 2017 года Турцию мало заботила судьба Сирии и Ирака. Более того, Анкара не сделала ничего, чтобы предотвратить создание т.н. «Исламского государства»* (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS) на сирийских и иракских землях.

В этой связи территориальная целостность сопредельных государств для Реджепа Тайипа ЭРДОГАНА не была в приоритете. Но когда курды начали угрожать территориальной целостности самой Турции, ситуация кардинальным образом изменилась. Отныне Анкара требует уважения государственного суверенитета как Багдада, так и Дамаска.

Министр обороны Турции Нуретдин КАНИКЛИ прямо заявил, что распад Сирии и Ирака вызовет катастрофический конфликт с непредсказуемым результатом. И Анкара считает себя обязанной противодействовать такому развитию событий.

В Идлибе Турция может встретить серьезное сопротивление со стороны движения «Хайят Тахрир аль-Шам»*, которое отказывается соблюдать режим прекращения огня в созданных под эгидой международного трио (Россия, Иран, Сирия) «зонах безопасности». «Хайятисты» намерены захватить Идлиб, вытеснив оттуда как турецких, так и сирийских агентов.

Вряд ли такой поворот событий нравится Дамаску и Москве, которые уже предприняли серию авиаударов по позициям «Хайят Тахрир аль-Шам» в северной провинции Хама. Таким образом, можно не сомневаться в том, что в краткосрочной перспективе Турция может начать подготовку к битве за Идлиб.

Способна ли будет турецкая армия переломить ход военных действий в свою пользу, покажет время. По крайней мере, на сегодняшний день ситуация на северо-западе Сирии настолько непредсказуема, что любое, даже незначительное событие, может переломить ход историю кардинальным образом.

* — террористическая организация, запрещена в РФ.

АКТУАЛЬНО