КИТАЙ ОТРЕАГИРОВАЛ НА АМЕРИКАНСКУЮ АКТИВНОСТЬ В АФГАНИСТАНЕ

КИТАЙ ОТРЕАГИРОВАЛ НА АМЕРИКАНСКУЮ АКТИВНОСТЬ В АФГАНИСТАНЕ

Презентация афганской стратегии Дональда ТРАМПА и принятие Пентагоном решения об отправке подкрепления в Афганистан подтолкнули Пекин к более активным контактам с Кабулом и Исламабадом.

Глава китайского МИД Ван И объявил о намерении до конца 2017 года провести трехстороннюю встречу Министров иностранных дел Китая, Афганистана и Пакистана.

ВАН И

ВАН И

«Стратегическое общение, диалог по вопросам безопасности и практическое сотрудничество являются приоритетными направлениями взаимодействия между тремя странами. Одной из задач переговоров станет укрепление отношений между Кабулом и Исламабадом», — заявил Ван И, отметив, что конечной целью этого является создание новой платформы регионального сотрудничества.

Хотя в заявлении главы внешнеполитического ведомства Китая сроки проведения трехсторонней встречи были обозначены «до конца года», состоялась она уже через три недели: 30 сентября в Кабуле прошел второй раунд трехсторонних переговоров между Афганистаном, Пакистаном и Китаем.

По сообщениям СМИ, в ходе встречи стороны договорились о дальнейшем укреплении отношений между государствами и развитии сотрудничества в рамках проекта «Один пояс и один путь». Кроме того, страны подтвердили намерение продолжить взаимодействие по вопросам мирного восстановления и экономического развития Афганистана.

АНДРЕЙ СЕРЕНКО

АНДРЕЙ СЕРЕНКО

«Активность китайской дипломатии можно объяснить опасениями Пекина по поводу возможных санкций Вашингтона в отношении Исламабада. ТРАМП дал понять, что намерен дожимать Исламабад в вопросе обеспечения изоляции «Талибана»*, и что Вашингтон не потерпит закулисного сотрудничества пакистанских спецслужб и талибов. Китайцам американский прессинг в отношении Пакистана не нужен, так как это будет угрожать стабильности совместных экономических и инфраструктурных проектов Пекина и Исламабада. Поэтому китайцам необходимо попытаться как можно быстрее снизить напряженность в отношениях Пакистана и Афганистана. Отсюда и такая торопливость с проведением трехсторонней встречи», — прокомментировал ситуацию ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Андрей СЕРЕНКО.

По словам кабульских экспертов агентства Afghanistan.ru, еще одной причиной для беспокойства Пекина является рост напряженности в северных провинциях Афганистана и, прежде всего, в Бадахшане.

Собеседника агентства считают, что американцы намерены активизировать боевые действия и воздушные удары по позициям талибов и боевиков т.н. «Исламского государства»* (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS) в Афганистане.

Это значит, что под натиском афганских силовиков и американских военных террористы из восточных и южных провинций страны начнут перебираться в более безопасные для них северные районы, что также тревожит китайцев.

СМИ отмечают, что в начале сентября посол Китая в Кабуле Яо ЦЗИНЬ посетил уезд Ишкашим в северо-восточной афганской провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном, и заявил там, что «повстанческая деятельность на севере Афганистана представляет собой угрозу для региона».

ЯО ЦЗИНЬ

ЯО ЦЗИНЬ

«Пекин в настоящее время работает с Кабулом и другими странами в борьбе с антиправительственными элементами для предотвращения их влияния в Китае. Мы обеспокоены тем, что боевики антиправительственных групп или террористические движения в этом регионе представляют собой угрозу не только для Китая, но и для самого Афганистана, Таджикистана и для всех соседей», — сообщил Яо ЦЗИНЬ.

По сообщениям афганских СМИ, целью посещения китайским дипломатом Ишкашима являлось ознакомление с нынешней ситуацией в сфере безопасности, а также обсуждение с местными властями вопросов увеличения помощи Афганистану в его борьбе с незаконными вооруженными группами.

По словам китайского посланника, Афганистан, Таджикистан, Пакистан и Китай работают над созданием военного механизма для борьбы с боевиками.

В прошлом месяце, отметил Яо ЦЗИНЬ, состоялась встреча в Таджикистане военного руководства, где обсуждались вопросы военного сотрудничества. Речь шла о совместной подготовке, совместном патрулировании и, возможно, о будущих совместных учениях.

По словам посла Пекина, сейчас китайское правительство развивает так называемое экономическое сотрудничество Шелкового пути. Это не просто дорога, а целая концепция совместного развития со всеми соседними странами, и Афганистан является близким соседом с Китаем, особенно в провинции Бадахшан.

Кабульские эксперты агентства Afghanistan.ru полагают, что китайская активность в Афганистане будет продолжать усиливаться, поскольку новая стратегия Вашингтона, безусловно, является вызовом китайским интересам в регионе, и пока Пекин только ищет эффективный ответ на нее.

* — террористическая организация, запрещена в РФ.

АКТУАЛЬНО