Граждане Исламской Республики Афганистан (ИРА) пока не слишком торопятся зарегистрироваться в качестве избирателей на намеченных на 20 октября 2018 года выборах депутатов Волуси джирги (нижней палаты национального собрания).
Низкая активность афганцев в ходе государственной регистрационной кампании дает основания говорить об отсутствии у широких масс избирателей интереса к парламентским выборам.
Чем бы такие настроения ни объяснялись (низкий уровень безопасности, угрозы со стороны Талибана* и боевиков запрещенного в России «Исламского государства»* (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS)*, недоверие к органам власти и т.д.), они ставят под вопрос саму возможность выборов нового парламента ИРА в октябре.
Как показывает статистика регистрации, в период с 14 апреля по 6 мая 2018 года предсказуемо наиболее активными оказались жители столичного региона. В Кабуле интерес к выборам проявили почти 450 тысяч избирателей, из которых большинство (почти 311 тысяч человек) составляют мужчины.
Второе место по уровню активности избирателей заняла южная провинция Кандагар: здесь о своей готовности принять участие в выборах официально заявили почти 200 тысяч человек, из которых около 171 тысяч — мужчины.
Меньше всего проявляют интерес к парламентским выборам жители восточной провинции Нуристан: на сегодняшний день здесь официально прошли регистрацию в избирательных центрах только 2 475 человек, из которых 1 692 мужчины и 783 женщины.
Впрочем, меньше всего представительниц прекрасной половины афганских избирателей зарегистрировано все же не в Нуристане, а в провинциях Вардак (241 женщина против 3 402 мужчин) и Урузган (417 женщин и почти девяти тысяч мужчин).
Земляки президента ИРА Мохаммада Ашрафа ГАНИ в восточной провинции Логар, несмотря на всего его призывы проявить активность в ходе кампании государственной регистрации, не торопятся поставить в своих документах штамп избирателя.
В результате сегодня о желании принять участие в выборах депутатов Волуси джирги заявили 16,5 тысячи логарцев (из них 12 144 мужчин и 2 427 женщин, а также почти две тысячи представителей кочевой народности кучи).
В регионах присутствия боевиков «вилаята Хорасан»* — афганского филиала «Исламского государства» — активность избирателей оказалась неровной.
Так, в провинции Кунар регистрацию прошли всего 7 717 избирателей (6 110 мужчин и 1 607 женщин). В провинции Нангархар регистрацию прошли уже почти 51,5 тысячи избирателей (39 328 мужчин, 11 375 женщин и 663 представителя народности кучи).
В Джаузджане о готовности участвовать в выборах заявили более 23 тысячи человек (примечательно, что здесь число мужчин и женщин оказалось примерно одинаковым — 12 146 и почти 11 тысяч соответственно).
Фактически, бойкотом парламентских выборов выглядит ситуация с регистрацией избирателей в северных провинциях Афганистана, где в основном проживают непуштунские народности.
Так, в Балхе регистрацию прошли лишь 48 200 человек, из них 27 269 мужчин и почти 21 тысяча женщин. В Панджшере число желающих принять участие в выборах едва превысило 6 тысяч человек (4 тысячи 420 мужчин и 1 707 женщин). В Бадахшане процедуру регистрации прошли менее 7 тысяч человек (3 902 мужчины и чуть более трех тысяч женщин).
В провинции Каписа в качестве избирателей зарегистрировались чуть более 6 тысяч человек (из них свыше пяти тысяч мужчин и лишь 770 женщин).
В регистрационной статистике избирателей любопытными с гендерной точки зрения выглядят провинции Бамиан (в основном населена таджиками) и Дайкунди (более 80% населения составляют хазарейцы). Здесь также показатели желающих принять участие в парламентских выборах невелики (менее 25 тысяч человек в Бамиане и чуть более шести тысяч в Дайкунди).
Зато в обеих провинциях число женщин среди активных избирателей превысило количество мужчин: более 13 тысяч представительниц прекрасного пола против 11,7 тысячи мужчин в Бамиане и 3 121 женщина против 2 914 мужчин в Дайкунди.
Невысокой остается активность избирателей (хотя она иногда и выше по сравнению с другими регионами ИРА) жителей южных пуштунских провинций, отличающихся высокой активностью Талибана.
Так, в Гельманде регистрацию прошли лишь 65 393 человека (из них более 54 тысяч мужчин), в Забуле этот показатель составляет 18 223 человека (из них 15,3 тысячи мужчины). В Урузгане пожелали зарегистрироваться лишь 9 372 избирателя (из них 8 966 мужчин), в Газни — 7 204 человека (из них 5 133 мужчины).
Итого к 6 мая 2018 года в Афганистане прошли государственную регистрацию 1 247 494 человек, из них 898 312 мужчины, 321 741 женщина, 27 397 представителей народности кучи, а также 44 представителя ахли хонод (афганских индийцев).
По оценкам ряда кабульских экспертов, если властям ИРА не удастся повысить активность граждан страны в части госрегистрации избирателей, то этот процесс может не успеть завершиться ко дню голосования 20 октября.
Если же учесть не снижающуюся боевую активность Талибана и формирований ISIS, открыто заявивших о намерении сорвать проведение парламентских выборов, то версия об очередном переносе сроков голосования уже не покажется невероятной.
Представляется, что правительство ИРА и администрация президента ГАНИ сегодня нуждаются в особом пропагандистском проекте, способном повлиять на настроения афганских граждан и убедить их прийти в ближайшие недели в центры регистрации избирателей.
Пока признаков наличия такой PR-стратегии команда Ашрафа ГАНИ не демонстрирует. Дежурных заявлений главы государства на счет гражданской ответственности и важности выборов для будущего Афганистана уже явно не достаточно.
Во всяком случае, словам президента будет все труднее конкурировать с открытыми обещаниями талибов и боевиков ISIS убивать каждого, кто не то, что зарегистрируется в качестве избирателя, но просто приблизиться к регистрационным центрам. И, в отличие от президента страны, экстремисты сдерживают свои обещания.
Источник: Afghanistan.ru.
* — террористическая организация, запрещена в РФ.