На вопросы о последних процессах на Ближнем Востоке и о влиянии этих процессов на геополитическую ситуацию в мире в целом в интервью международному агентству Yenicag («Новая Эпоха») ответил российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.
По-Вашему, кроме США еще какие страны переведут свои посольства из Тель-Авива в Иерусалим?
Решение Вашингтона о переводе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим носит исключительно провокационный характер и даже для самого Израиля принесет и уже приносит новые значительные проблемы. Имею в виду обострение конфликта с Палестиной и поддерживающими ее представителями арабского и в целом мусульманского мира.
Понятно, что это не столько поддержка Израиля, сколько удар по Ирану и попытка раздуть тлеющие угли еще одной «горячей точки» на Ближнем Востоке и в Евразии в целом.
Учитывая особо близкие отношения с США нынешнего руководства Великобритании, Франции, Польши и ряда других стран Восточной Европы, включая страны Балтии и, конечно же, Украину, с их стороны, прежде всего, можно ожидать последования шагам Вашингтона в части переноса своих дипломатических миссий. Однако хочется верить в благоразумность хотя бы Лондона и Парижа.
Это ни в коем разе не умаляет исторической справедливости в отношения расположения столицы Еврейского государства. В конце концов, само государство, сам народ вправе определять, где будет столица. И я поддерживаю намерение народа Израиля видеть Иерусалим своей столицей в полной мере, с признанием этого мировым сообществом.
Однако в данной непростой ситуации, на мой взгляд, взвешенная позиция России по статусу Иерусалима многократно благоразумнее провокативных действий США: он должен стать столицей двух независимых государств (Израиля и Палестины) и быть свободным для проведения религиозных обрядов представителями трех крупнейших конфессий.
Турция отозвала своего посла в Израиле, а израильский посол в Турции подвергся обыску прямо в аэропорту. Отношения между двумя странами находятся в самом критическом состоянии. Сумеют ли Анкара и Тель-Авив договариваться в этом вопросе или спор вокруг Иерусалима приведет к окончательному разрыву отношений между этими странами?
Что касается действий Анкары, то надо понимать, что таковыми она, во-первых, поддерживает палестинский народ, пусть и в свойственной Реджепу Тайипу ЭРДОГАНУ экспрессивной манере, а, во-вторых, решает свои собственные геополитические задачи по укреплению позиций на Ближнем и Среднем Востоке и в этом глупо было бы ее обвинять.
Поскольку все мы видим тектонические сдвиги в регионе, перекраивание географической и политической карт, передел сфер влияния и в целом большую войну.
Турецкое государство (и будучи монархией, и уже будучи республикой) всегда являлось одним из ключевых игроков в регионе. Продолжает оно оставаться им и сейчас, заключив выгодный исключительно на данном историческом отрезке времени союз с Ираном и Россией.
Также временным, убежден, является и турецко-израильское обострение в отношениях. Палестина — удобный предлог для куда более интересного торга с Израилем и его главным союзником — США.
В случае, если влияние США ослабеет и Вашингтон потеряет свою доминирующую геополитическую позицию на Ближнем Востоке, (например, если геополитическая тройка Россия-Турция-Иран возьмет инициативу в свои руки в регионе) на кого будет надеяться и опираться Израиль, лишившись своего за океанского покровителя?
Визит премьер-министра Израиля Биньямина НЕТАНЬЯХУ в Москву 9 мая и нарочитое проявление дружбы с Владимиром ПУТИНЫМ свидетельствует об имеющихся у израильского руководства сомнениях в установлении безоговорочной гегемонии США в Евразии. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Последние действия Берлина и Брюсселя, открыто выступивших против антииранских санкций Вашингтона, могут свидетельствовать о том, что последнему придется вновь учиться договариваться с крупными мировыми игроками, учитывать их интересы, чтобы оставаться Великой державой №1.
Направленная на восстановление былого величия и влияния США политика команды Дональда ТРАМПА, к неудовольству Белого дома, приводит пока к обратному эффекту. Причины этого — в первую очередь, во внутриэлитной острой борьбе в самих США.
Очевидно, что Соединенные Штаты не рухнут. Но Вашингтон будет вынужден, пусть и негласно, договариваться о согласовании интересов по ряду сфер и регионов даже с Москвой.
Особенно после того, как европейские партнеры откажутся поддерживать новый пакет антироссийских санкций или потребуют пересмотра для минимизации вреда от него для их собственных экономик. И это тоже понимают в израильском руководстве.
Израилю в сложившейся ситуации приходится лавировать. Да, его партнером №1 останутся США. Да, вместе с Саудовской Аравией он будет продолжать через США пытаться давить на Иран. Тем не менее, ситуация вынуждает его искать и находить компромиссы с мировыми державами второго порядка.
Это Китай, Россия и совершенно обоснованно претендующая на этот статус Турция. С Германий и Евросоюзом в целом Израилю тоже придется перезагружать отношения из-за столкновения интересов в т.ч. и в иранском вопросе.
Беседовал Кавказ ОМАРОВ, Yenicag.