АРМЕНИЯ: БЕГУЩАЯ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ

АРМЕНИЯ: БЕГУЩАЯ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ
126

События «бархатной» революции в Армении имеют особое значение в связи с геополитическим положением этой страны. Любая нестабильность в условиях острых противоречий с соседними государствами может привести к необратимым последствиям для этой республики.

Мирный исход народных выступлений на данный момент исключил такой вариант событий, но противоречия, заложенные нелегитимной сменой власти, делают весьма возможной такую перспективу в дальнейшем. Именно этими противоречиями могут воспользоваться внешние силы, чтобы создать нестабильность в армянском государстве и в закавказском регионе в целом.

ЭММАНУИЛ МКРТЧЯН

ЭММАНУИЛ МКРТЧЯН

Оценки экспертов и политиков относительно народных выступлений в Армении в связи с попыткой бывшего президента Сержа САРГСЯНА занять пост премьер-министра оказались полярными: от признания этих событий классической «цветной революцией» под руководством внешних сил до признания этих событий полностью внутриармянским феноменом, настоящим выражением требований армянского общества.

«Цветной революцией у нас здесь и не пахнет. Проблема Армении в том, что внутриполитическая ситуация была очень сложной в связи с тем, что правящая партия не смогла проконтролировать ситуацию в госуправлении в связи с высокой степенью системной коррупции. Коррупция есть во всех странах, но одно дело, когда она «вкрапливается» в госуправление, а другое — когда она формирует систему государственной власти, строит пирамиду, которая базируется на коррупционных схемах. И это очень сильно мешает, приближает к нулю эффективность госуправления в целом. Бывший президент это понял, но понял очень поздно, когда пригласил бывшего премьер-министра Карена КАРАПЕТЯНА из Москвы что-то поменять. Тем более, что прибывшие с ним люди были из той же экономической элиты», — констатирует генеральный директор ИА «АрмИнфо» Эммануил МКРТЧЯН.

КОНСТАНТИН КЕВОРКЯН

КОНСТАНТИН КЕВОРКЯН

Руководитель харьковской телестудии «Первая Столица», депутат Харьковского городского совета пяти созывов Константин КЕВОРКЯН, в свою очередь, считает, что если используются майданные технологии и достигаются майданные результаты, форсированная смена власти под давлением улицы, то мы имеем дело с Майданом в классическом понимании.

Что касается «мнения» армянского народа, то оно, по словам эксперта, подразумевается не более, чем производная от улицы. Людей можно вывести на улицы, организовать на достижение конкретной цели, но это не значит, что власть сменил сам по себе народ.

«С другой точки зрения, «цветные революции» не происходят там, где нет поводов для недовольства, а поводы для недовольства в Армении были. Известный «карабахский клан» действительно цепко держал в своих руках нити экономического, политического управления республикой. Несменяемость элит привела к тому, что люди устали от этих реальных проблем. В то же время произошла замена синицы в руке журавлем в небе, поскольку лозунги армянского Майдана весьма легковесны, являются популистской риторикой и вряд ли приведут к изменениям в лучшую сторону. Любое нарушение закона является шагом в неверном направлении. Остается надеяться, что мудрости армянского народа хватит, чтобы в случае неблагоприятного развития событий, скорректировать курс страны для выживания этой республики, находящейся в крайне недружественном окружении», — продолжает Константин КЕВОРКЯН.

По мнению Эммануила МКРТЧЯНА, в Армении начала формироваться двойная экономика. Одна формальная, другая — неформальная. И вторая начала превалировать над первой.

То же сложилось и в структуре власти — формальные и неформальные отношения, в том числе и в сфере законодательства — формальные законы для народа и неформальные для элиты и основной части олигархов.

Относительно самого характера народных выступлений в Ереване так же имеется ряд моментов, которые могут свидетельствовать о «режиссуре» этих мероприятий в формате «цветной революции».

Это и специфика освещения событий в армянских СМИ со стандартными для подобных акций кадрами противостояния женщин и детей правоохранительным органам, создания образа «жертвы» гражданского населения в борьбе с полицией исключительно изобразительными средствами фото- и видеосъемки.

Даже «злосчастное» пианино с играющим на нем виртуозом-революционером, верный признак очередного «цветного» переворота, присутствовало в ходе выступлений в Ереване.

Сложно утверждать, стало ли это спонтанной, доморощенной мимикрией подобных же акций в других странах или запланированным манипулированием толпой.

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО

С очевидностью можно утверждать только одно — в любой из стран, где прошли «цветные революции», после этого ситуация только ухудшилась, причем, это сопровождалось или потерей части территорий, расчленением государства, или резким понижением уровня жизни. Это относится к Грузии, Украине, Ливии, Сирии и многим другим государствам.

В том, что армянские оппозиционеры, пришедшие к власти, смогут как-то переломить эту «традицию» существуют большие сомнения — слишком много существует внешних игроков, заинтересованных в дестабилизации ситуации в Армении.

«О том, что армяне не любят САРГСЯНА было известно давно — именно поэтому он и говорил, что не пойдет на премьерский пост. Другое дело, что внешние силы будут пользоваться сложившейся ситуацией. Сам факт свержения САРГСЯНА — это ситуация, сложившаяся непосредственно в Армении. Ее не могли придумать и сорганизовать внешние силы. Но, безусловно, американцы будут этим пользоваться. Но при этом те же американцы понимают, что ситуация в Армении для России не критична. Базу из Гюмри можно перенести в Нахичевань. Если Армения займет жесткую русофобскую позицию, то это развяжет России руки в отношениях с Азербайджаном, который не очень доволен тем, что Россия дружит и с ним, и с Ереваном. Поэтому пытаясь резко настроить Армению против России они не получают однозначных бонусов. Они скорее попытаются помочь армянам скатиться в гражданский конфликт», — считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав ИЩЕНКО.

Безусловно, условия армянской революции коренным образом отличаются от обстоятельств, при которых происходил, например, украинский Майдан — здесь нет ярко выраженных националистических, антироссийских сил, которые бы его инициировали, Армения в значительной степени является моноэтническим государством. Поэтому природа армянского протеста отличается от того, что происходило на Украине.

ДАВИД ГАЛСТЯН

ДАВИД ГАЛСТЯН

Обозреватель Новостного агентства «Sputnik Армения» Давид ГАЛСТЯН обращает внимание на то, что во время заявления самих лидеров революции внешнеполитический контекст отсутствовал, а сама эта «бархатная» революция носила внутриполитический характер.

Стремление к смене элит было не в их геополитическом курсе, а в том, как развивалась внутриполитическая ситуация.

«В первую очередь поднимался вопрос коррупции и несменяемости власти в связи с действиями Сержа САРГСЯНА. Поэтому самым главным лозунгом стал «Отвергни Сержа», чтобы он не вступил на третий срок. В то же время Никол ПАШИНЯН неоднократно заявлял, что никакого геополитического контекста в этих событиях нет. Сейчас в Армении переходный период, сформировано правительство, которое считается временным. Цель, провозглашаемая новым руководство — проведение досрочных парламентских выборов. Они должны позволить сформировать парламент, который будет реально отображать ситуацию в стране. У нас сложилась уникальная ситуация — несмотря на то, что премьером стал руководитель протестного движения, в парламенте фракция, которую он представляет, является меньшинством. Республиканская партия сохраняет большинство и может блокировать решения ПАШИНЯНА. Выборы ему необходимы, чтобы обеспечить правовой базис в парламенте. До выборов какие-либо столкновения маловероятны — сохранение определенных ресурсов за Республиканской партией дает им надежды, что в ходе предстоящих выборов они могут добиться определенного успеха», — прогнозирует Давид ГАЛСТЯН.

В то же время, народные выступления в Ереване с особой остротой выявили все лицемерие и двойные стандарты внешней политики западных государств, прежде всего, США.

Об этом свидетельствует и заявление посла этой страны в Армении Ричарда МИЛЛЗА: «демонстрации и акции гражданского неповиновения являются нарушением закона. Путь демократии или ее укрепления не в том, чтобы кандидат избирался на улице, во время митинга».

И хотя в дальнейшем, после победы позиции «улицы», пресс-служба посольства, будто заметая следы, заявила, что это был не совсем верный перевод слов посла, крайне примечательно, насколько двулично американская дипломатия относится к уличным выступлениям, когда они, судя по всему, не являются их заказом.

«Коррупционные причины бывают и в тех странах, где происходят «цветные революции», когда кто-то воспользовавшись этой ситуацией берет на себя функцию лидеров и ведет к этому. Зачастую такими лидерами являются марионетки внешних сил. У нас этого не было — никакого внешнего заказа на это не происходило. Все началось очень спонтанно. Маленькая партия «Гражданский договор» и другие молодые и оппозиционные партии в парламенте никогда не являлись значимыми с точки зрения силы, но сама ситуация пошла так, что они сумели правильно этим воспользоваться. Но в данном случае «заказов» точно не было», — поясняет Эммануил МКРТЧЯН.

Особого внимания заслуживает фигура лидера протестного движения и теперь уже нового премьер-министра Армении Никола ПАШИНЯНА.

Очевидно, что будоражить народ на площади и заниматься государственным управлением — далеко не одно и то же. Известно, что вновь избранный лидер не имеет значительного политического и административного опыта. И последствия такой ситуации могут быть довольно рискованными.

«Политическая карьера господина ПАШИНЯНА началась в оппозиционной прессе. Слабо вериться в компетентность журналиста у власти. В журналистских профессиональных кругах несколько иначе воспринимается работа государственной машины. Государство — чрезвычайно сложный организм, связанный сотнями бюрократических нитей, финансовой отчетности, различных законодательных процедур, которые оппозиционный журналист при всей его пассионарности, едва ли может оценить с точки зрения всей рутинности этой работы. Неизвестны достижения ПАШИНЯНА в экономической сфере, так же, как неизвестны его достижения, как полководца и военного деятеля. Поэтому у власти оказался недостаточно компетентный человек, который в такой ситуации быстро может стать игрушкой финансовых и политических элит. Это может быть один из кланов армянского олигархата. С другой стороны, нынешний глава Армении находится в тесной связке с грантовыми организациями, которые ориентированы на США и Францию, где находятся влиятельные армянские диаспоры. Вопрос состоит в том, хватит ли ума у пришедшего к власти человека скорректировать свои личные пристрастия в соответствии с потребностями его государства», — задается логичным вопросом Константин КЕВОРКЯН.

В связи со всей спонтанностью событий, происшедших в Армении, в республике сложилась противоречивая ситуация. Элиты, потерявшие власть, по-прежнему сохраняют за собой значительные финансовые и административные ресурсы. В то же время новые лидеры опираются на кратковременную поддержку со стороны уличных выступлений.

Все это закладывает значительное ядро противостояния на будущее, которое, в связи с влиянием внешних сил, может привести к дальнейшим конфликтам и даже гражданскому противостоянию.

Очевидно, что такой неустойчивой ситуацией могут воспользоваться геополитические противники Армении, прежде всего, Турция и Азербайджан, для дестабилизации ситуации в стране, и на фоне этих событий решения в свою пользу нагорнокарабахского конфликта.

Очевидны и возможные цели для США в регионе — устранение главного союзника России в Закавказье. С учетом этого «бархатная» революция в символическом смысле создала для Армении положение страны «бегущей по лезвию бритвы», когда потеря равновесия во внутриполитических процессах неизбежно приведет к катастрофе всего государства.

«Полагаю, что любые столкновения между политическими силами должны решаться в рамках конституции и закона, поскольку наша страна находится в ситуации серьезного конфликта. И та, и другая сторона в связи с этим прекрасно понимает, что иной формы возможного развития противостояния никак нельзя допустить. Поэтому ПАШИНЯН и сказал, что не будет доводить до крайностей, что «никакой «вендетты» не будет. Он должен очищать страну постепенно, планомерно и безболезненно. Республиканцы понимают, что сейчас находятся в ситуации крайне негативного отношения и, не имея поддержки электората, не будут идти на какие-то смелые шаги потому, что они окончательно скомпроментировали себя своей политикой. Очень многие побегут с тонущего корабля. Не думаю, что у них хватит сил, не смотря на их большое представительство в парламенте, что-то поменять. Особенно это актуально в связи с перспективой новых выборов», — отмечает Эммануил МКРТЧЯН.

Слабым политиком в настоящее время новог премьер-министра Армении считает Ростислав ИЩЕНКО. Эксперт отмечает, что ПАШИНЯН не имел серьезной поддержки в стране. И маловероятно, что его поддержка выросла настолько, что он мог бы претендовать на премьерский пост легально, проведя досрочные парламентские выборы, получив большинство.

Фактически Никол ПАШИНЯН заставил проголосовать за себя своих политических оппонентов под давлением улицы и это на сегодня является самой опасной проблемой Армении.

«По факту все хорошо, разошлись, вроде бы цели достигнуты, но понятно, что власть остается в руках у Республиканской партии, и они ПАШИНЯНА, мягко говоря, не любят, поэтому позднее у него могут возникнуть проблемы. Чтобы обезопасить себя, ему надо добиваться власти. Сейчас он ее добился квазилегитимным путем, с помощью улицы. Понятно, что республиканцы попытаются отыграть свои позиции в дальнейшем. Именно этим могут воспользоваться американцы и другие региональные силы, чтобы столкнуть Армению в пропасть гражданского конфликта, при этом представив все это, как исключительно внутриармянскую проблему», — предостерегает Ростислав ИЩЕНКО

«Бархатная» революция привела Армению к далеко не бархатной нестабильности, глубокому противоречию между существующими политическим силами.

И единственным стабилизирующим фактором в этой ситуации является имеющийся геополитический консенсус между конфликтующими политическими элитами — безоговорочное признание, что главным геополитическим союзником Армении является Россия, а также стратегическое значение членства в ЕАЭС и ОДКБ.

Весь исторический опыт этой страны, а так же нынешнее враждебное окружение делает очевидным для любой армянской политической силы, что только союз с Россией является гарантией сохранения государственности, избежания катастрофических военных конфликтов. Об этом свидетельствуют и заявления нового главы Правительства Армении в ходе его встречи с Владимиром ПУТИНЫМ в ходе саммита ЕАЭС в Сочи 14 мая с.г.

Такое понимание, такой геополитический вектор является фундаментом для дальнейшего стабильного развития Армении, основой нахождения консенсуса между противостоящими политическими силами. Именно это позволит стране выйти из нынешнего нестабильного состояния, воспользоваться которым могут многочисленные внешние враждебные силы.

Артур ВЕРНАДСКИЙ, специально для POLITRUS.com.

Фото: Sputnik.

АКТУАЛЬНО