Новый премьер-министр Армении Никол ПАШИНЯН в вопросе урегулирования карабахского конфликта занял позицию «ястреба». Правда, как долго у него получится удерживать такую позицию, неизвестно. За политикой ПАШИНЯНА, в особенности кадровой, с опаской и недоверием наблюдает и Россия.
О том, чего стоит ожидать от нового руководства Армении, и о том, как в России оценивают новые назначения в Ереване, в интервью агентству «Зеркало» рассказал основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.
Премьер Армении заявляет о том, что переговоры с Азербайджаном не могут вестись без участия Нагорного Карабаха. Что данное заявление означает с политической точки зрения?
На мой взгляд, заявление господина ПАШИНЯНА может преследовать несколько целей. Во-первых, попытаться перезагрузить отношения с Москвой. Россия нуждается в Армении как в своем форпосте в регионе, и армянские элиты хотят получить от этого больше выгоды.
У Сержа САРГСЯНА были обязательства перед Кремлем, и он был сильно зависим от него, поэтому напрямую требовать пересмотра стоимости «дружбы» не мог. Но использовал для этого хорошо отработанный его командой метод организации протестных акций то против пребывания российской военной базы в Гюмри, то против энергозависимости от российского ТЭК.
У нового премьер-министра Армении подобных обязательств нет, либо о них пока неизвестно широкой общественности. Поэтому ему и поручено вести диалог с Москвой на новых условиях. Попытка обнуления подписанных в Москве соглашений в этом разрезе — одно из прощупываний: насколько Москва готова идти на уступки ради сохранения своего присутствия в Армении.
Во-вторых, заявления господина ПАШИНЯНА можно расценивать и как попытку «продинамить» подписание нового соглашения по плану Москвы и Астаны, согласно которому Ереван вернет под контроль Баку оккупированные районы в обмен на де-юре снятие блокады Анкарой (де-факто ее давно нет) и гарантии ненападения азербайджанских войск на самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую Республику.
Полагаю, официальный Ереван продолжит настаивать и на признании официальным Баку суверенитета данной территории.
Убежден, что самопровозглашенная НКР может стать самостоятельным участником переговоров в том случае, если ее государственный суверенитет будет признан кем-либо из членов ООН — ни Абхазией, ни Приднестровьем, а именно юридически полноценным членом международного сообщества. Хоть самой Арменией.
Однако в ответ Баку совершенно логично может тогда заявить, что будет вести переговоры непосредственно со Степанакертом (даже официально так называя Ханкенди) при посредничестве Минской группы ОБСЕ, но без участия в них Еревана.
Поскольку сейчас данная территория де-факто есть часть Армении, а ее руководитель в свое время был Президентом Армении, что совершенно нелогично, если это два суверенных государства, как пытается представить господин ПАШИНЯН.
При таком развитии ситуации не стал бы исключать со стороны Баку предложения Степанакерту широкой автономии в составе Азербайджанской Республики или даже создание конфедерации. Это мало реалистично на практике, но как «ответочка» Еревану — вполне годная инициатива.
Как Россия оценивает ПАШИНЯНА и его деятельность? С учетом того, что на ответственные позиции в его правительстве привлечены прозападные кадры?
В России пока присматриваются к Николу ПАШИНЯНУ. И к нему, в качестве главы правительства, и к новым министрам, ключевые из которых считаются прозападно ориентированными. И это грамотная, на мой взгляд, позиция — не нужно мешать им усугублять ситуацию перед досрочными парламентскими выборами.
Заявление господина ПАШИНЯНА о том, что «провести выборы прямо сейчас — самый выгодный вариант для нашей политической команды, поскольку воодушевление от бархатной революции находится на пике. Нет никакого сомнения, что наша политическая команда победит с абсолютным большинством» — есть очевидное лукавство. Поскольку именно сейчас они не победят.
Первое: у господина ПАШИНЯНА нет достаточного количества ярких персон для участия в выборах, необходимо время на их подбор и раскрутку. Если быть точнее — на переговоры по согласованию интересов стоящих за ним армянских олигархов и «переобуванию» в политиков новой волны членов Республиканской партии Армении (РПА).
Неспроста же он заявлял ранее, что и в правящей партии немало достойных людей, в т.ч. среди его бывших коллег-парламентариев — готовил общество к их «перекрашиванию».
Второе: в руководстве части муниципалитетов пока находятся представители списываемой ПАШИНЯНОМ на свалку истории РПА. Необходимо заменить их на своих людей, чтобы продолжать практику использования административного ресурса на выборах, но уже в своих интересах.
Надо понимать, что ПАШИНЯН не свалился на Армению с Луны — он плоть от плоти, представитель армянского истеблишмента, продукт политтехнологов по заказу армянского олигархата для самостоятельной перезагрузки системы через имитацию революции во избежание настоящей снизу или извне.