РОССИЙСКИЙ ЭКСПЕРТ: СТОРОНЫ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ШАГИ ВПЕРЕД

РОССИЙСКИЙ ЭКСПЕРТ: СТОРОНЫ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ШАГИ ВПЕРЕД
78

Виталий-АРЬКОВ_135Для интенсификации переговорного процесса по Карабахской проблеме сторонам конфликта необходимо делать реальные шаги навстречу друг другу. Об этом в беседе с корреспондентом агентства AzerNews Рашидом ШИРИНОВЫМ сказал основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.

Предлагаем вашему вниманию русскоязычную версию интервью с российским экспертом, версия на английском языке доступна по ссылке.

Накануне состоялась первая встреча Министра иностранных дел Азербайджана с со своим новым армянским коллегой при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Что, на Ваш взгляд, стоит предпринять для интенсификации переговорного процесса по Нагорному Карабаху?

Для интенсификации переговорного процесса по Карабахской проблеме сторонам конфликта необходимо делать реальные шаги навстречу друг другу.

Если мы говорим о Баку, то важно разделить проблему на две части: возвращение оккупированных Арменией азербайджанских районов вокруг самопровозглашенной НКР и собственно статус самого Нагорного Карабаха.

По первой части уже есть детально проработанный (с «дорожной картой») план Москвы и Астаны, для осуществления которого на практике и необходимы шаги навстречу, а также участие третьих заинтересованных стран.

Cо стороны Азербайджана это не только предоставление Армении гарантий ненападения на де-факто находящийся под ее контролем Нагорный Карабах, но и снятие блокады (полное или значительное) со стороны Турции.

Также от Азербайджана необходимо предоставление наземного коридора («пуповины») между Арменией и Нагорным Карабахом для перемещения гражданских лиц и гражданских грузов. Перемещение по данному коридору военнослужащих, грузов военного и даже двойного назначения должно быть запрещено.

Отдельным пунктом стоит выведение с территории Нагорного Карабаха военнослужащих Армии Армении, включая т.н. Армию обороны НКР. По внутреннему периметру региона должны быть размещены миротворцы стран ОДКБ (исключая Армению), выполняющих роль пограничной службы.

В свою очередь Армении необходимо организовать аналогичный наземный коридор между Азербайджаном и Нахичеванской Автономной Республикой по тем же правилам —только гражданские лица и гражданские грузы. Это и есть некоторые взаимные шаги навстречу.

Есть ли необходимость подключить региональные державы в качестве посредников в урегулировании конфликта (если есть, то какие), или существующий формат (Россия-США-Франция) вполне приемлем?

Как я отмечал выше, заинтересованной стороной является Турция. Также мы наблюдаем достаточно большую заинтересованность Ирана.

Именно региональные державы, на мой взгляд, должны играть первую скрипку в разрешении Карабахского конфликта, поскольку они очень заинтересованности в мирном соседстве и развитии макрорегиона.

В то время как присвоившие себе роль «глобального миротворца по удалёнке» некоторые мировые державы, что мы не единожды, к сожалению, могли наблюдать — напротив, «подливают масла в огонь». И ситуация вокруг Нагорного Карабаха — не является исключением.

Т.н. «бархатная революция» в Армении привела к власти откровенно прозападное правительство. К тому же, некоторые члены команды ПАШИНЯНА запомнились своими антироссийскими заявлениями в прошлом; в стране начал притесняется российский бизнес. Какой Вы видите внешнюю политику Армении в ближайшем будущем? Отвернется ли страна от России в пользу Запада, будет ли пытаться балансировать, или останется верна России?

В многовекторности внешней политики ничего предосудительного нет. Напротив, это показатель мудрости и здравости руководства того или иного государства. Но только когда это многовекторность, а не попытка быть одновременно слугой двух и более господ. Действия нынешнего официального руководства Армении напоминают именно это. Предположу, что Никол ПАШИНЯН не является инициатором, всего лишь выполняя рекомендации и поручения своих «благодетелей», поскольку очевидно, что за ярким молодым политиком стоят мощные группы армянской элиты.

Нельзя исключать, что «благодетели» эти имеют различные взгляды на будущее Армении, потому господин ПАШИНЯН то формирует свой кабинет во многом из подготовленных на Западе или даже служащих Западу персон и делает заявления о необходимости педалирования евроинтеграции и углубления отношений с НАТО, то осыпает Москву восточными похвалами и заверениями в братской дружбе на многие века.

Также нельзя исключать, что именно таким образом в Ереване понимают ту самую многоверкторность во внешней политике.

Когда, с одной стороны, Запад намекает на вероятность санкций в форме ареста размещенных там капиталов армянского олигархата, во многом сформированных за счет прощаемых Россией кредитов и «зеленого коридора» для ведения армянского бизнеса в России, справедливо считая их происхождение коррупционным и криминальным. И предлагает «закрыть глаза» на это в обмен на разворот Еревана в сторону Запада.

С другой стороны, в Ереване понимают, что если вместо 102-й военной базы России в Гюмри откроется военная база НАТО, то это не только не усилит безопасность Армении, но, напротив, значительно понизит ее.

Поскольку Турция — это не просто член НАТО, это вторая по численности армия военного блока и его форпост в регионе, а все трения с президентом Реджепом Тайипом ЭРДОГАНОМ — временное явление и по сути своей есть элемент торга, принципиальных, глубинных разногласий нет и обе стороны не допустят их появления.

Т.е. если Анкара попросит Вашингтон и Брюссель «не мешать» Баку восстанавливать территориальную целостность (а большинство международного сообщества признаёт Нагорный Карабах оккупированной территорией), то ей вряд ли откажут в столь скромной в глобальном масштабах просьбе.

На западной чаше весов, даже при отношении ко всем нам как к третьесортным странам, Турция однозначно перевешивает Армению. Невзирая на всю мощь лобби армянских диаспор в Евросоюзе, США и России.

Военная база в Гюмри нужна НАТО не для обеспечения безопасности в регионе, как это сейчас при 102-й военной базе России, а как эффективное средство давления на Тегеран и один из пунктов обеспечения в случае военной агрессии против Ирана. Что станет в случае последнего с Арменией и ее гражданами — заокеанских стратегов совершенно не волнует.

И хорошо, что правящие элиты Армении это осознают и могут пока пытаться служить двум господам. Хуже, когда они не смогут этого делать. Хуже для всего региона.

АЗЕРБАЙДЖАН