Существует известное выражение «включить дурака», которое обозначает выполнение ряда неадекватных действий для достижения собственных целей. Но зачастую такая «стратегия» не только не ведет к успеху, но и приводит к самым губительным последствиям тех, кто ее использует.
Антироссийские выпады многих стран, от Украины до республик Прибалтики, будто под копирку повторяют друг друга и ведут к самым деструктивным результатам.
О чем свидетельствуют последние события в Армении — неужели новое армянское правительство собирается пойти по скорбному пути «включения Украины»?
Начавшаяся в Армении «охота на ведьм» в виде заключения под стражу бывшего президента страны Роберта КОЧАРЯНА и предъявления обвинений генсеку ОДКБ Юрию ХАЧАТУРОВУ стали первыми неоднозначными шагами новых армянских властей.
Известно, что новый состав армянского правительства и сам Никол ПАШИНЯН не скрывают своих симпатий к Западу. Являются ли эти действия «тревожным звонком», свидетельствующим о намерениях Армении сменить существующий курс, или это только внутриармянские процессы?
Некоторые эксперты настаивают на втором варианте — происходящее спровоцировано деятельностью ушедшего в отставку руководства во главе с Сержем САРГСЯНОМ и является исключительно внутренними делами страны.
«Есть конкретные слои общества старой формации, которые пользовались плодами близости к власти и получали от этого серьезные преимущества. Именно у них есть заинтресованность в сохранении влияния КОЧАРЯНА и САРГСЯНА. Но это только 5-10% общества. Большинство же смотрит на происходящие разбирательства спокойно, поскольку именно криминальная суть предыдущей власти привела к таким последствиям», — говорит генеральный директор ИА «АрмИнфо» Эммануил МКРТЧЯН.
У новых властей Армении, по его мнению, нет опыта процедурных вопросов, в результате чего была совершена ошибка в отношении ХАЧАТУРОВА, которая привела к такому международному резонансу
Эксперт полагает, что молодая власть Армении поняла свою ошибку. Заявления, что эта ситуация создала глубокий политический кризис между Россией и Арменией совершенно необоснованны.
«Такие выводы имеют целью создать искусственную напряженность, но эти вопросы уже улажены. Во всех остальных вопросах новая власть ведет себя оптимально и рассудительно», — убежден Эммануил МКРТЧЯН.
В то же время, искренность заявлений нового армянского правительства о сохранении дружественных армяно-российских отношений вызывает справедливые сомнения в связи с его составом.
Так, например, Бабкен ТЕР-ГРИГОРЯН — уроженец Парижа, который провел юность в США, участвовал в ряде проектов Фонда Сороса — занял пост заместителя министра по делам диаспоры Армении в России.
Не менее пафосная фигура — Араик АРУТЮНЯН, который работал в «Хельсинкской ассоциации» и в Transparency International, в правительстве занял пост министра образования.
В том же ряду находится и Давид ТОНОЯН, который в 2004–2007 годах работал представителем Вооруженных сил Армении в НАТО.
Следует еще упомянуть и Давида САНАСАРЯНА — начальника Государственной контрольной службы, одного из активистов движения «Откажи Сержу», который неоднократно требовал убрать из Армении военную российскую базу в Гюмри.
В целом, кроме очевидных пристрастий нового Правительства Армении, серьезные вопросы вызывает и профессионализм нынешнего кабинета министров, в том числе, и самого Никола ПАШИНЯНА.
«В революционном движении участвуют традиционно гуманитарии, журналисты. Здесь можно вспомнить и УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА, который был профессиональным журналистом, и его окружение тоже относило себя к людям пишущим, тот же МУССОЛИНИ был редактором газеты. Журналисты, как правило, имеют широкий круг общения и знакомств. Гуманитарии ввиду своего восторженного склада ума являют собой питательную среду для революционных кружков. В случае их прихода к власти они, зачастую, резко пробиваются по социальным лифтам. Но это сулит обществу серьезные проблемы потому, что любой непрофессионал не на своем месте представляет опасность. В этой связи новоявленным министрам нового армянского правительства могу лишь пожелать, чтобы самолетом их перевозили стоматологи, а зубы лечили пилоты», — отмечает руководитель харьковской телестудии «Первая Столица», депутат Харьковского городского совета пяти созывов Константин КЕВОРКЯН.
В ходе переговоров с Владимиром ПУТИНЫМ в Москве 8 сентября новый армянский премьер в очередной раз признал важность сохранения российско-армянских отношений и их дальнейшее развитие.
Президент России так же отметил высокий уровень двустороннего диалога между странами и сотрудничества в сфере энергетики, с учетом низких цен на поставки энергоносителей для Армении.
Однако поставки российского газа в эту страну уже стали темой для определенных спекуляций в информационном пространстве.
Так, появляются заявления о несправедливости ценообразования или скором повышении цен на энергоносители в связи со сменой политической обстановки. Все это вызывает вопрос — кому выгодны такие спекуляции?
«Думаю, что все дискуссии вокруг условий поставки энергоносителей в Армению — одно из провокационных направлений, которые ставят целью создание иллюзии ухудшения российско-армянских отношений. Будет новый контракт с Нового года. Никаких заявлений и оснований, что цена повысится, нет. Напротив, Россия, понимая необходимость перехода от организационной структуры ЕАЭС к практической инсталляции всей той политической и идеологической базы, которая заложена в процесс евразийской интеграции, будет решать вопросы единого энергетического рынка ЕАЭС. Поэтому крайне маловероятно, что сейчас будут какие-то шаги в обратном направлении», — считает Эммануил МКРТЧЯН.
Еще одной из узловых точек российско-армянских отношений, попытки раскачать которую периодически повторяются, является российская военная база в Гюмри.
Неоднократно со стороны оппозиционных сил Армении, многие из представителей которых сейчас пришли к власти, поднимался вопрос о ее статусе и вообще необходимости ее дислокации в стране.
В то же время у абсолютного большинства политиков и экспертов в Армении существует очевидное понимание жизненной необходимости присутствия российских военных в стране для обеспечения полноценной безопасности с учетом карабахской проблемы и острых отношений с соседними странами.
«Это понимание было сформировано еще в начале 90-х годов. Те, кто пытаются вбить клин в стратегические, союзнические отношения Армении и России должны помнить, что основной договор между странами был подписан еще в те годы. Фейковая информационная война поставлена сейчас очень мощно, поэтому и в случае с мнениями о базе в Гюмри можно ожидать очередных информационных провокаций», — предостерегает Эммануил МКРТЧЯН.
Масла в огонь молодой армянской революционной демократии подливают и традиционные «партнеры». Так, посол США в Армении Ричард МИЛЛЗ заявил о необходимости активизировать расследование событий 1 марта 2008 года, что свидетельствует об очевидном стремлении США продолжить обострение внутриполитической ситуации в Армении и внести дальнейшую конфронтацию в армяно-российские отношения.
Характерно, что высказался он об этом практически сразу после заявления главы МИД России Сергея ЛАВРОВА о необходимости скорейшего урегулирования конфликтов, возникших на фоне предъявления обвинений КОЧАРЯНУ и ХАЧАТУРОВУ и в целом раздуваемой кампании вокруг событий того периода.
Эти и другие факты, а так же заявления многих представителей нынешнего армянского правительства, общая активность грантовых структур в стране заставляет задуматься о некоторых ассоциациях и последовательности событий, которые наблюдались в ходе «цветного» движения на Украине и в других странах.
«Ситуация в Армении близка к первому Майдану на Украине, когда общество еще не готово к резкому переформатированию отношений, которые складывались веками, не готово идти на разрыв с собственными диаспорами и сложившимися геополитическими интересами. Поэтому в ближайшее время можно прогнозировать, что будет проводиться работа по размыванию этих фундаментальных основ, максимальному вхождению на территорию Армении различных западных, грантовых структур и постепенной обработке общественного мнения страны в том ключе, что Армении лучше быть с Западом, нежели с Россией», — полагает Константин КЕВОРКЯН.
Как только соцопросы покажут, что этот тренд получил устойчивую поддержку, тогда и можно ожидать более решительных действий. А то, что нынешнее правительство Армении ставит такую задачу, прикрывая это понятием «многовекторность» — все это, напоминает КЕВОРКЯН, мы видели на примере Украины, которая является достаточно надежным ориентиром в качестве страны победившей «цветной революции», поскольку все они действуют по одной шаблонной методичке от символики и организации протеста до его конечной цели.
Очевидно, что американские «партнеры» постараются воспользоваться текущей нестабильностью власти в Армении, чтобы развернуть многократно ими испытанную тактику игры «вдолгую», в виде постепенной, ползучей «цветной революции» антироссийской направленности, как это было на Украине.
В этой связи, даже та часть новой армянской власти, которая однозначно выступает за дружественные отношения с Россией, может упустить фундаментальное изменение ситуации, традиционно осуществляемое соответствующими НКО, грантовыми организациями и агентами влияния.
На примере Украины, очевидно, что такая деятельность в перспективе 5-10 лет приносит самые деструктивные результаты. Поэтому особое значение в связи с обостряющимся геополитическим противостоянием в регионе приобретает активизация сотрудничества России с Арменией в рамках ЕАЭС, ОДКБ, в реализации имеющихся и новых интеграционных проектов.
Артур ВЕРНАДСКИЙ, специально для PolitRUS.com.
Фото: Арам НЕРСЕСЯН, Sputnik.