Во времена СССР «оккупированная Советами» Прибалтика представляла из себя этнокультурный заповедник, где «коренному» населению — потомкам балтских племён — были созданы по-настоящему оранжерейные условия для своих этнических субкультур. Сами же «потомки племён», надо признать, абсолютно неконкурентоспособны без такой опеки.
Представители их народностей шли по национальной квоте в советские вузы, аналогичную протекцию они имели в сфере искусства и культуры…
В Прибалтике были самые низкие в СССР цены на продукты и одежду. На фоне остальной страны там практически не было дефицита.
«Выхлоп» от этих усилий был невелик. Раймонд ПАУЛС и плеяда прибалтийских актёров, игравших в фильмах гитлеровцев и иностранных шпионов — вот и весь культурный итог общесоюзных усилий в трех северо-западных республиках.
Не лучше обстояли дела и на научном поприще. А большая часть инженеров, технических специалистов и рабочих на промышленных предприятиях, построенных СССР, были по преимуществу «пришлые» русские, украинцы, татары, армяне и представители других народов.
Несмотря на трепетное и бережное отношение со стороны советского руководства, представители национально мыслящей местной интеллигенции, которых хватало уже в те времена, утверждали, что их дискриминируют и ассимилируют.
У таких тревог были свои причины: культура этих народностей, являющаяся, по сути, субкультурой хуторян, была абсолютно неконкурентоспособна. Приобщение к сокровищам мировой культурной традиции шло только через русский язык и русскую культуру.
Всё это породило у националистов комплекс неполноценности и страха перед величием восточного соседа и желание отгородится от «опасного конкурента». А вскоре выяснилось, что эти страхи и ненависть неплохо оплачиваются.
В сегодняшней Эстонии, стоило только представителю Центристской партии Яне ТООМ заикнуться о необходимости создания культурных автономий для русских и других национальных меньшинств, как на неё сразу же с резкой критикой обрушились «национально мыслящие».
«Единственное на что могут рассчитывать русские в Эстонии — это полная ассимиляция, а все, кто не согласен, должны «убираться за реку Нарву, к ПУТИНУ…», — заявил лидер эстонской Консервативной партии Март ХЕЛЬМЕ.
Однако кто, собственно, будет ассимилировать русских и прочих? Ведь эстонцы, латыши и литовцы в своих свободных и независимых государствах стали вымирающими народностями. Большая часть трудоспособного населения покидает свою Родину в поисках лучшей доли, и не собирается возвращаться.
Их места занимают иностранные рабочие. Попытки националистов ограничить приток гастарбайтеров без труда блокируются бизнесменами, которые «кормят и танцуют» все политические партии, включая национально ориентированные.
И тут возникла довольно курьёзная ситуация. По причине русофобии, превращённой в национальную идеологию прибалтийских лимитрофов, они всячески обласкивали Украину, как «противостоящую России». Это, поимо всего прочего, отразилось на национальном составе мигрантов.
Так, за последний год три четверти приехавших в Прибалтику трудовых мигрантов, и три четверти получивших временный вид на жительство — граждане Украины, среди которых немало самых настоящих великороссов.
И тут до прибалтийских националистов дошло, что украинцы, которым они так сочувствовали и сопереживали — практически те же самые русские.
В прибалтийских республиках, вдали от СБУ и правосеков, они даже не считают нужным ломать язык «державной мовой».
Националисты Прибалтики с ужасом констатируют, что их побеждает «Русский мир», пусть и в украинском исполнении. Он отчасти компенсирует депопуляцию коренного населения, немыслимую в советские времена.
Местные наци уже заговорили о том, что национальный состав гастарбайтеров нужно пересмотреть в пользу «общеевропейских стандартов», заменив украинских граждан на выходцев… ну, хотя бы из Магриба. Они-то уж точно к «Русскому миру» никакого отношения не имеют.
Борис РОДНИКОВ, «Народный политолог».