ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ВТОРОГО ТУРА ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА ГРУЗИИ

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ВТОРОГО ТУРА ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА ГРУЗИИ
212

То, каковы социально-экономические условия перед каждыми выборами — весьма и весьма важно. Фон в Грузии однозначно тяжелый. Это негативно влияет на популярность правящей партии «Грузинская Мечта» и лично на лидера партии Бидзину ИВАНИШВИЛИ.

Иногда социальный фон может быть тяжелым и, тем не менее, правящая партия останся популярной, если надежда у населения не иссякла. Однако сейчас как раз такая ситуация, когда население в основной своей массе не связывает надежд на улучшение социально-экономического положения с нынешним правительством.

По крайней мере, таких надежд гораздо меньше на этих выборах, чем в победном для «Грузинской Мечты» 2016 году, когда она получила конституционное парламентское большинство.

Смена одного премьер-министра на другого — Георгия КВИРИКАШВИЛИ на Мамуку БАХТАДЗЕ — фундаментально не меняет эту проблему, но косметическое улучшение по некоторым направлениям все же есть.

Например, снижение банковских процентных ставок по кредитам, упразднение понятия банковских «черных списков», запланированная финансовая амнистия для определенных категорий бизнесменов и т. д.

По крайней мере, БАХТАДЗЕ начал очень активно и эта активность несколько поддерживает правящая партия «Грузинская Мечта», особенно после того, как во главе партии вновь встал сам ИВАНИШВИЛИ.

Несмотря на эти позитивные моменты, в «Грузинской Мечте» правильно рассчитали, что у них нет популярного кандидата на президентский пост внутри партии — как минимум, нет такой кандидатуры, которая устроила бы всех в партии, а также в обществе.

Поэтому и отказались от выдвижения собственной кандидатуры и ставку сделали на Саломе ЗУРАБИШВИЛИ, «упаковав» эту свою слабость красиво для европейцев — какие мы, дескать, демократы, раз у нас в парламенте есть конституционное большинство, но мы не стремимся занимать и президентское кресло.

Чтобы перекрыть потерю рейтинга, «Грузинская Мечта» нашла способ и участвовать в выборах, и не участвовать с использованием номинально независимого кандидата Саломе ЗУРАБИШВИЛИ.

В случае победы ЗУРАБИШВИЛИ во втором туре президентских выборов 28-го ноября победа будет ассоциироваться с правящей партией, а в случае поражения «Грузинская Мечта» официально не проиграет.

Саломе ЗУРАБИШВИЛИ действительно имеет весьма независимый характер и высокий политический бэкграунд как кадровый дипломат. В Грузии она ассоциируется с борьбой за справедливость во время правления режима Михеила СААКАШВИЛИ, потому большинство граждан Грузии симпатизируют ей.

Прозападная оппозиция, сторонники Григола ВАШАДЗЕ, в основе критики ЗУРАБИШВИЛИ ставят ее позицию, что войну 2008 года с Россией начал именно СААКАШВИЛИ. Этот факт оппозиция использует с целью приклеивания к ЗУРАБИШВИЛИ ярлыка «пророссийского» политика и даже «агента России».

Однако подобная агрессия оппозиции в отношении ЗУРАБИШВИЛИ — за то, что она говорит неприятную для сторонников СААКАШВИЛИ правду о событиях десятилетней давности — вряд ли будет играть существенную роль в пользу ВАШАДЗЕ во втором туре.

«Националы» и прочие западники не смогут мобилизовать значительную часть электората ко второму туру.

«Единое национальное движение» (ЕНД), «Европейские демократы» и их сателлиты прекрасно понимают, что проиграют во втором туре выборов. После поражения они постараются накалить политическую обстановку в Грузии, но не смогут взорвать ситуацию и смести власть.

Если проиграет ВАШАДЗЕ (а он проиграет обязательно) оппозиция шаблонно объявит выборы сфальсифицированными. Ситуация может стать подозрительной (т. е. возможные манипуляции могут иметь место в ЦИК посредством компьютерной техники) в случае, если разрыв будет лишь в 1-2%.

Но население вряд ли поддержит переворот ЕНД, несмотря на всё растущее недовольство результатами правления «Грузинской Мечты». Тем не менее, «националы» будут пытаться накалять обстановку, благодаря контролю над телеканалом «Рустави 2» и некоторыми другими СМИ.

Американцы и европейцы не вмешиваются в выборы Президента Грузии напрямую и у них, кажется, нет явных предпочтений.

Давид БАКРАДЗЕ, Гига БОКЕРИЯ, Зураб ДЖАПАРИДЗЕ… — скорее всего, кто-то из них их устроил бы их больше, нежели отставной кремлевский дипломат ВАШАДЗЕ и французский дипломат ЗУРАБИШВИЛИ, которые, несмотря на свои связи — благодаря занимаемому ими посту главы МИД, не являются продуктом западных политтехнологов.

Россия в публичном политическом пространстве тоже демонстрирует, что самоустранилось от внутриполитических процессов в Грузии и смотрит со стороны на результат президентских выборов.

Шансы на победу Саломе ЗУРАБИШВИЛИ во втором туре выборов Президента Грузии весьма реальные, после чего раз и навсегда будет похоронено ЕНД и его политическая деятельность.

Шота АПХАИДЗЕ, директор Центра исламских исследований Кавказа.

Специально для PolitRUS.com.

АКТУАЛЬНО