В КАРАБАХСКОМ ВОПРОСЕ У АРМЕНИИ ВСЕ МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ МАНЕВРА

В КАРАБАХСКОМ ВОПРОСЕ У АРМЕНИИ ВСЕ МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ МАНЕВРА
60

Армянская сторона не станет отвечать на вопрос о готовности к компромиссам по Карабаху до тех пор, пока на этот же вопрос не ответит Азербайджан. Об этом новый премьер-министр Армении Никол ПАШИНЯН заявил накануне во время встречи с армянской общиной в Кельне.

Господин ПАШИНЯН также поведал о своем непонимании, почему об уступках по карабахскому урегулированию постоянно спрашивают именно у Армении.

«Кто сказал, что Ереван первым должен высказать позицию по этой теме? Почему никто у Баку не спросит, готов он к взаимным уступкам или нет», — цитирует Никола ПАШИНЯНА агентство Sputnik-Армения.

Ранее он заявил, что Правительство Армении даже не обсуждает формулу «территории в обмен на мир» в карабахском урегулировании.

Премьер-министр Армении также подчеркнул, что 22 января в Давосе переговоров с Президентом Азербайджана Ильхамом АЛИЕВЫМ у него не было — лидеры двух стран лишь неформально пообщались и обменялись мнениями.

Встреча их, тем не менее, продолжалась полтора часа и первым о ней на своей странице в Facebook сообщил именно Никол ПАШИНЯН. Ну, или ответственный за это сотрудник аппарата армянского премьера.

Ранее я уже писал о том сложном положении, в котором сейчас находится и новое руководство Армении, и армянское общество в ситуации с Карабахской проблемой.

С одной стороны, да, ПАШИНЯН — не представитель т.н. «карабахского клана» и в переговорном процессе его не тянет вниз груз собственного прошлого, связанного с этим регионом, как это, например, было и у Роберта КОЧАРЯНА, и у Сержа САРГСЯНА.

Однако двигаться к решению Карабахской проблемы мешает настрой широких слоев армянского общества — результатом десятилетий жесточайшей пропаганды стало то, что даже оккупированные азербайджанские районы вокруг самопровозглашенной НКР (и самим же Ереваном признаваем факт этого) в Армении считают исконно своими территориями.

Возвращение их Баку, при соответствующей работе оппонентов ПАШИНЯНА (а таковая уже ведется) будет воспринято как предательство с его стороны национальных интересов.

И толпа, стремительно вознесшая ПАШИНЯНА на вершину власти Армении, столь же стремительно его оттуда низвергнет.

Поскольку граждане Армении (как в целом жители Кавказа) итак по природе своей политизированы и склонны к яркому выражению своего мнения, да еще и сам ПАШИНЯН своими протестными акциями их «раздраконил».

Народ Армении ждет от Никола ПАШИНЯНА обещанных преобразований — прежде всего, конечно, в экономике, ждет улучшения качества жизни.

Здравомыслящим людям очевидно, что без подвижек в Карабахской проблеме, без ослабления блокады Армении — этого не достичь. Т.е. первый шаг должна сделать именно Армения, согласившись на возвращение Азербайджану районов т.н. Пояса безопасности НКР (исключая Лачинский район). Этого от нее ждут все участники переговоров по реализации плана Москвы.

И Никол ПАШИНЯН несомненно лукавит, когда заявляет, что на Ереван не оказывается давление в этом вопросе. Само его заявление об этом — доказательство того, что от Еревана требуют исполнения ранее достигнутых неофициальных договоренностей.

Однако либо ПАШИНЯН боится, либо (как и его предшественники) пытается выторговать еще больше, либо то и другое вместе. Потому всячески старается затянуть процесс.

Отсюда же и странные его заявления о том, что Армения не является субъектом переговорного процесса. Дескать, Азербайджан должен вести переговоры непосредственно с де-факто руководством самопровозглашенной НКР.

Во-первых, ПАШИНЯН прекрасно знает, что Баку на это не пойдет, т.к. там справедливо считают их (де-факто власти НКР) не сепаратистами, а подконтрольными Еревану и не имеющими никакой реальной самостоятельности.

Поэтому и нет смысла вести переговоры с наместниками. Пусть уже и в меньшей степени (в силу внутриполитической ситуации) подчиняющимися ПАШИНЯНУ, нежели его предшественникам.

Во-вторых, господин ПАШИНЯН ранее делал заявления о необходимости включения самопровозглашенной НКР в состав Армении. Понятно, что этим он преследует цель окончательного разгрома т.н. «карабахского клана», лишая его базиса.

В-третьих, официальный Ереван и сам до сих пор не признал государственного суверенитета Нагорно-Карабахской Республики.

Поэтому слова ПАШИНЯНА о том, что Армения не является основным субъектом переговорного процесса, выглядят глупостью и сомневаюсь, что даже внутри Армении нашли поддержку, поскольку там НКР считают неотъемлемой частью Армении.

Каких первых шагов в решении Карабахского вопроса от Баку ждет господин ПАШИНЯН?

Азербайджанская сторона уже заявляла ранее о предоставлении гарантий проживающим на возвращаемых территориях жителям Армении, если они не являются военными преступниками. При соблюдении норм законодательства Азербайджана они могут стать его гражданами — если сами этого пожелают.

В Баку также с пониманием восприняли предложение о введении на территорию НКР миротворцев от ОДКБ и размещении их вдоль новой линии соприкосновения — для предотвращения боевых столкновений.

Быть может, Ереван считает, что Баку должен выкупить у него Зангаланский, Кубалдинский, Джабраиловский, Физулинский, Агдамский и Кельбеджарский районы, а этими деньгами правительство ПАШИНЯНА решит насущные социально-экономические проблемы? Или Ереван хочет обменять эти районы на Нахичевань?

Вообще, может ли господин ПАШИНЯН внятно объяснить, что хочет получить Ереван от реализации плана Москвы?

Со стороны пока выглядит так: вы мне делайте предложения, а я буду выбирать. Однако ситуация в Армении настолько критична, что выбирать ей особо не приходится. Все меньше остается возможностей для маневра.

АЗЕРБАЙДЖАН