В МИРНОМ РЕШЕНИИ КАРАБАХСКОГО ВОПРОСА ЕРЕВАН «ТОРМОЗИТ» СОБСТВЕННЫЙ НАРОД

В МИРНОМ РЕШЕНИИ КАРАБАХСКОГО ВОПРОСА ЕРЕВАН «ТОРМОЗИТ» СОБСТВЕННЫЙ НАРОД

В конце января, комментируя СМИ муссирующиеся слухи об обсуждении в рамках карабахского урегулирования формулы «территории в обмен на мир», премьер-министр Армении Никол ПАШИНЯН заявил, что Ереван не может даже обсуждать эту формулу.

По словам главы кабинета министров Армении, нынешнее руководство страны в Карабахском вопросе проводит такую политику, которую не проводил никто из предшественников. В чем именно заключается данная политика господин ПАШИНЯН, правда, не уточнил.

Новая война за право контроля над территорией Нагорного Карабаха не нужна ни армянскому народу, ни азербайджанскому. Это если бы говорим о народе в целом, а не об отдельных группах политиков или крупного бизнеса, который как увязан с ВПК, так и наживется на поставках в военное время.

Следует понимать, что в сложившейся ситуации военные действия может начать именно азербайджанская сторона.

Это общепринятая версия и поэтому политикам и военным Азербайджана стоит, во-первых, набраться терпения и, во-вторых, не поддаваться на провокации оппонентов.

Они обязательно будут, т.к. Еревану важно обосновать свой отказ от мирных переговоров, а начало боевых действий со стороны Баку — то, что нужно армянским политикам.

Заявления господина ПАШИНЯНА в первую очередь имеют внутриармянскую направленность, их адресаты — как граждане Армении, так и представители армянских общин по всему миру.

Прежде, еще и при Серже САРГСЯНЕ, не раз я отмечал, что официальный Ереван стал заложником собственной многолетней пропаганды «Ни пяди родной земли врагу», когда под родной землей понимается не только территория самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (что еще можно обсуждать), а вся захваченная территория и даже определенные земли в составе Азербайджанской Республики.

При таком восприятии армянским обществом возвращать даже часть из оккупированных районов т.н. Пояса безопасности НКР для любого политика самоубийствоенно. Тем более, когда твои главные соперники внутри Армении — отодвинутые тобой от верховной власти представители т.н. «карабахского клана». Армянское общество имеет к ним серьезные претензии по части экономики, управления и коррупции, но всецело солидарно по карабахской позиции.

Если господин ПАШИНЯН сможет в короткое время выполнить хотя бы часть из обещанного им же в ходе «бархатной революции» и парламентских выборов, если качество жизни граждан Армении начнет заметно повышаться, тогда он сможет мягко подвести общество к мысли о том, что дальнейшее развитие страны и улучшение ситуации для ее жителей невозможно без разрешения Карабахской проблемы.

Это очевидно здравомыслящим и сейчас, однако не стоит забывать, что в целом армянское общество еще находится под влиянием антиазербайджанской пропаганды. И когда живущему впроголодь говорят, что он должен что-то отдать (пусть в реальности это и вернуть) более сытому соседу (уровень жизни в Азербайджане несоизмеримо выше) и ничего прямо сейчас не дают взамен — только очередные обещания, то реакция граждан Армении вполне предсказуема.

Вот и возникает также логичный вопрос: как господину ПАШИНЯНУ повысить качество жизни сограждан в условиях продолжающейся экономической блокады?

Очевидно, что без первых шагов со стороны Еревана, ни Анкара, ни тем более Баку на ослабление не пойдут. Получается замкнутый круг.

Разомкнуть его могут Москва и Тегеран, расширив экономическое сотрудничество с Ереваном. Присоединиться к ним могла бы и Астана: в азербайджано-армянском конфликте Казахстан на стороне Азербайджана, но расширяя сотрудничество с Арменией в рамках ЕАЭС, он тем самым приблизит возвращение территорий.

В теории мирный договор между Азербайджаном и Арменией можно подписать, найдя компромиссные решения. Однако на практике именно общества двух соседних стран пока не готовы его исполнять.

АЗЕРБАЙДЖАН