Отношение к противостоянию Турции и Запада выразили российские эксперты. В частности, они считают, что Анкара не станет прогибаться под Европейский союз и пойдет своим путем.
Президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН — яркий жесткий лидер и манипулировать им Европе сейчас совершенно не по зубам, считает российский политолог Павел КЛАЧКОВ.
Европарламент накануне одобрил доклад с призывом официально приостановить переговоры о вступлении Турции в Европейский союз . В то же время решение Европарламента не имеет обязательной юридической силы.
Запад давит на Турцию через Европарламент
Запад уже не в первый раз, оказывая давление на Турцию, пытается использовать в качестве механизма Европарламент, сказал КЛАЧКОВ.
Этот же механизм был задействован и сейчас — депутаты Европарламента проголосовали против вступления Турции в Евросоюз, причем сделали это довольно убедительно: «за» выступили 370 депутатов, 109 — против и 143 — воздержались, напомнил политолог.
Турецкая сторона в целом все еще придерживается дипломатического этикета: в Анкаре выражают надежду, что когда-либо при новом составе Европарламент образумится и начнет лучше относиться к Турции, сказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Но порой из Анкары звучат и более жесткие выражения. Политолог отметил заявление пресс-секретаря правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Омера ЧЕЛИКА, который назвал решение Европарламента «позорным».
«Впрочем, туркам не привыкать. Запад уже показал им свое истинное лицо летом 2016 года. Во время попытки государственного переворота в Турции сложилась очень накаленная ситуация, и тогда позиция США и Европы была крайне неконструктивной», — напомнил Павел КЛАЧКОВ.
Европа не сможет манипулировать ЭРДОГАНОМ
Президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН это все прекрасно помнит. Он яркий жесткий лидер, и никогда не «ляжет» под брюссельских бюрократов. Да и в принципе сейчас не тот момент, чтобы Брюссель мог диктовать турецкому президенту свою волю, считает политолог.
«Давить на президента ЭРДОГАНА, манипулировать им Европе сейчас совершенно не по зубам», — отметил Павел КЛАЧКОВ.
Европейцы могут сейчас говорить и даже уже говорят что-то про права человека в Турции, про гражданские свободы, которые якобы нарушаются, но это все бессмысленно — все прекрасно понимают, для чего это делается, заметил собеседник Sputnik Азербайджан.
У Турции же есть своя четкая позиция. В Анкаре не отказываются от своей цели вступить в Евросоюз, но она все больше напоминает им мираж в пустыне, считает он.
«А вот острое противостояние с Евросоюзом у Турции есть, но оно ее не пугает, и страна продолжает гнуть свою линию в этих существующих реалиях», — заключил Павел КЛАЧКОВ.
Нужен ли Турции Евросоюз?
На спорность целей, ставящихся Турцией относительно Евросоюза, также указал основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.
По его словам, если рассматривать вступление Турции в Евросоюз сугубо в экономическом контексте, то несомненно Анкара заинтересована в интеграции.
«Однако она невозможна без политической составляющей — утраты Анкарой части своего суверенитета и подчинения формально Брюсселю, а реально — Берлину», — отметил Виталий АРЬКОВ, подчеркнув, что как раз это для турецкого руководства и лично ЭРДОГАНА неприемлемо.
Турцию, возможно, устроил бы средний вариант: не обнулять процесс интеграции с Евросоюзом и не уподобляться той же Греции или Болгарии (иного Турция и не получит), а получить в итоге режим наибольшего экономического благоприятствования, предположил эксперт.
В таких условиях Евросоюз максимально открыл бы свои рынки для турецкой продукции, отменив квоты и пошлины, параллельно предоставив турецкому бизнесу более широкий доступ к недорогим и долгосрочным финансовым заимствованиям, пояснил он.
Анкару, возможно, устроил бы и вариант, при котором она не просто берет обязательство сдерживать поток мигрантов, стремящихся в Европу из испытывающих гуманитарную катастрофу стран Среднего Востока, но и реально получает от Брюсселя и Берлина весомую финансовую поддержку и консультационную помощь для мероприятий по реабилитации беженцев, возвращении их на родину по завершении антитеррористической операции и интеграции в турецкое общество пожелавших остаться в стране, считает собеседник Sputnik Азербайджан.
А что если ЕЭАС?
«Одновременно с продолжающимся Анкарой диалогом по интеграции с Евросоюзом Турция начала и активно ведет переговоры, прежде всего с Москвой, о сближении с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Думаю, как и в случае с Евросоюзом, Турцию в этом проекте также устроил бы вариант режима наибольшего экономического благоприятствования», — предположил Виталий АРЬКОВ.
Сближение Турции и ЕАЭС в нынешних реалиях выгодно и Евросоюзу. Размещая де-факто или только де-юре свои производства в Турции, европейский бизнес мог бы обходить российское эмбарго, введенное после присоединения большинства стран Евросоюза к антироссийским санкциям США, предполагает политолог.
При этом Виталий АРЬКОВ указал на существование других очевидных выгод от членства Турции в ЕАЭС: в частности, обход запрета США на сотрудничество западных и российских компаний в целом ряде сфер.
Источник: Sputnik.