Президент Сербии Александр ВУЧИЧ заявил, что сербская сторона не введет санкции против России ни под каким давлением. По его словам, Сербия не станет вводить санкции против России, так как Москва не вводила ограничительных мер против Белграда. Как добавил глава государства, Сербия продолжит принципиальную политику военного нейтралитета.
Каковы внешнеполитические приоритеты Белграда, отношения со странами постсоветского пространства и мнение сербского политического сообщества о конфликтах на постсоветском пространстве — в интервью с главой белградского Центра геостратегических исследований, председателем комитета международного сотрудничества «Српски покрет ДВЕРИ» Драганой ТРИФКОВИЧ.
Госпожа ТРИФКОВИЧ, Президент Сербии отказался поддержать санкции против России, так как Москва не вводила ограничительных мер против Белграда. Какова сейчас внешнеполитическая линия Белграда в отношении Москвы в целом?
Официальная политика Белграда в отношении Москвы сложна. С одной стороны, мы можем услышать от сербских властей, что они хотят хороших отношений с Россией, но с другой стороны, стратегическая цель официальных властей — вступить в Евросоюз.
На мой взгляд, это стратегическое обязательство неверно. Евросоюз находится в политическом, экономическом и миграционном кризисе, и неясно, как он будет решен. Брекзит еще больше осложнил ситуацию в Евросоюзе и привел к ее дестабилизации.
Идея единой внешней политики Евросоюза оказалась неосуществимой. Что касается расширения Евросоюза, оно было приостановлено до 2025 года, но мы также слышали четкие позиции, например, Президент Франции выступил против расширения и после крайнего срока, пока сам Еврсоюз не реформировался.
У Евросоюза есть четкие правила, касающиеся внешней политики, как для членов, так и для тех стран, которые хотят стать ими. Сербии было дано четкое требование, чтобы она координировала свою внешнюю политику с Евросоюзом. Это означает, что также необходимо ввести санкции против России.
Поэтому политика «и Россия, и Евросоюз» неустойчива, и руководство Сербии продолжает придерживаться таких взглядов.
В таких сложных условиях непросто маневрировать. Намечается ли еще более тесное сближение или наоборот — отдаление?
С моей точки зрения, власти в Сербии не проводят четкой внешней политики и поэтому не могут сформулировать отношения с другими сторонами.
Если говорить о добрых намерениях, у России есть желание более тесного сотрудничества, но я не думаю, что оно реализуется, потому что у сербского руководства есть обязательства перед Западом.
Мы видим проводимую Западом антироссийскую кампанию, которая подчеркивает распространение российского влияния на Балканах. Однако реальность такова, что Запад фактически предотвращает распространение российского влияния, прежде всего своей репрессивной политики в отношении руководства балканских государств. Он не допускают сотрудничества других государств с Россией. Это лучше всего видно на примере Болгарии, когда эта страна приостановила проект «Южный поток» по просьбе США.
Если мы проанализируем влияние внешних факторов в различных сферах, таких как экономика, безопасность, СМИ, мы увидим, что ведущую роль играет западный фактор. Сотрудничество с Россией заканчивается красивыми словами и соглашениями, которые на практике остаются буквой на бумаге. Из-за этого Сербия еще не дала дипломатический статус российско-сербскому гуманитарному центру, хотя это было согласовано.
Должна отметить, что сербские избиратели в основном пророссийски настроены и ожидают гораздо более высокого уровня сотрудничества с Россией.
С другой стороны, хотя более 80% граждан Сербии выступают против сотрудничества с НАТО, сербское руководство в 2015 году подписало стратегические соглашения с НАТО. Поэтому я делаю вывод, что на практике я не вижу сближения Сербии с Россией, но четкий евроатлантический курс все еще ясен.
Не могу Вас не спросить, как представительницу страны, имеющую территориальные споры, какова позиция Сербии по конфликтам на постсоветском пространстве, в частности, в отношении Нагорно-Карабахского конфликта?
Официальная политика Сербии довольно сдержанна в отношении постсоветских конфликтов. В некоторых случаях это хорошая позиция, а в некоторых случаях это не так. Скажем, в отношении украинской проблемы, я думаю, что Сербия должна занять более четкую позицию в отношении нарушения прав человека в отношении русскоязычного населения.
К сожалению, я не вижу, что официальные власти борются с нарушениями прав человека сербского населения в Хорватии, Черногории или на территории южной сербской провинции Косово и Метохии.
Напротив, власти в Сербии легко игнорируют эти проблемы из-за, казалось бы, хороших официальных отношений, но не ради благосостояния сербского населения. Я думаю, что такая политика не может принести ничего положительного в долгосрочной перспективе.
Что касается Нагорного Карабаха, то в Сербии эта проблема, к сожалению, не слишком актуальна, ни на политическом, ни на научном уровне.
В целом, в отношении конфликтов Сербия поддерживает нормы международного права из-за проблем с Косово и Метохией. Однако параллели не всегда возможны, и иногда они ошибочны.
Между Баку и Белградом сложились теплые и доверительные отношения. На Ваш взгляд, в каких направлениях они будут развиваться дальше?
Отношения между Сербией и Азербайджаном очень хорошие. Они улучшаются, и я думаю, что многие инициативы с вашей стороны способствовали этому. Мы подписали декларацию о стратегических отношениях в 2013 году, что говорит о желании взаимного сотрудничества.
В Сербии не забывают и того, что азербайджанцы воевали в составе бригад Иосипа Броз ТИТО против немецко-фашистских оккупантов за свободу и независимость тогдашней Югославии.
А уже после развала СССР Азербайджан поддерживает Сербию в вопросе с Косово, что положительно сказывается на отношениях между Белградом и Баку.
Сотрудничество в области культуры, экономики и военной безопасности заметно. Несомненно, что это может быть на еще более высоком уровне, однако Сербия ограничена своими собственными возможностями, которые в настоящее время находятся на низком уровне. Это особенно верно для экономики.
Я считаю, что отношения наших стран будут и дальше развиваться в соответствии с нашими возможностями. У Сербии и Азербайджана нет темы, которые могут привести к ухудшению отношений.
Беседовал Заур МЕХДИЕВ, Axar.az.
Фото: Info-Balkan.ru.