ФРАНЦИЯ ПЫТАЕТСЯ ОТСТАВИТЬ ТУРЦИЮ С НОСОМ?

ФРАНЦИЯ ПЫТАЕТСЯ ОТСТАВИТЬ ТУРЦИЮ С НОСОМ?

Париж предложил Анкаре изучить возможность развертывания систем ПВО Samp-T в Инджирлике и Кахраманмараше. Об этом накануне стало известно из заявления Министра национальной обороны Турции Хулуси АКАРА.

Глава военного ведомства указал, что на данный момент на базе Инджирлик размещен испанский комплекс Patriot, а в Кахраманмараше — SAMP-T Италии. Турецкий министр также заявил, что с Eurosam ведутся предварительные переговоры о закупке и производстве SAMP-T. Они продолжатся до октября.

В данной ситуации привлекает сразу несколько факторов. Во-первых, Министр финансов Франции Брюно ле МЭР заявил, что евро столкнулся с беспрецедентной угрозой.

«Евро находится под угрозой. Он никогда не подвергался такой угрозе», — цитирует главу Минфина Франции AFP.

По его словам, существует риск возвращения финансового кризиса. В подобных условиях выглядит логичным, что Пятая республика решила заключить оружейный контракт с Турцией на предмет продажи собственного ЗРК.

Однако турецкий эксперт, доктор исторических наук, профессор Стамбульского университета Мехмет ПЕРИНЧЕК считает, что на данное решение Париж пошел под давлением Вашингтона, любыми путями пытающегося добиться отказа Турции от поставки российских С-400.

«Не исключено, что это — лазейка, в которую пытаются пролезть США, которым все равно, чьего производства будет зенитный комплекс — французский, британский — главное, чтобы был не российский», — сказал Мехмет ПЕРИНЧЕК.

В то же время Франция ведет собственную игру, которая вряд ли понравится Реджепу Тайипу ЭРДОГАНУ. Так, 21 мая стало известно о том, что Париж поддержал решение Никосии (столица греческой части Кипра) об усилении военно-технического сотрудничества.

Это произошло на фоне резкого роста напряженности в восточном Средиземноморье из-за территориального спора Турции и Республики Кипр относительно принадлежности газоносных участков вокруг этого островного государства.

В данном случае Париж, защищая интересы Никосии, оберегает собственные вложения в геологические разработки морского шельфа. Нефтедобывающая компания Total собирается оспорить право Турции на добычу углеводородов на шельфе острова. При таком сложном переплетении интересов, Париж намерен использовать и такой довод, как военная база в греческой части острова.

Кипрские и греческие СМИ распространили новость о состоявшейся в Париже встрече Министра обороны Кипра Савваса АНГЕДЛИДИСА и его французской коллеги Флоранс ПАРЛИ, в ходе которой стороны подписали соглашение о намерении использовать кипрскую военно-морскую базу в городе Мари для нужд ВМС Франции.

Как сообщается, процесс модернизации инфраструктуры этого кипрского объекта уже запущен при содействии Парижа, а по окончании всех работ база «Эвангелос Флоракис» сможет на постоянной основе принимать и обслуживать крупные боевые корабли французского флота.

Проект, по словам главы Минобороны Кипра, полностью укладывается в развиваемую Евросоюзом интеграцию оборонных программ и активно продвигаемую «единой Европой» инициативу постоянного оборонного структурированного партнерства стран-членов Евросоюза (PESCO).

Со своей стороны Париж готовится к жесткой, возможно, даже силовой защите своих инвестиций, тем более, на фоне наступающего кризиса евро. И уж Елисейскому дворцу не хочется пережить позор итальянской компании ENI, которая в феврале прошлого года была фактически с позором изгнана из кипрской ИЭЗ турецкими боевыми кораблями.

На территории Кипра уже существует британская военно-воздушная база Акротири, сохраненная Лондоном в геополитических целях еще со времен английского колониального господства над островом. В настоящее время Никосия активно развивает политическое и военное сотрудничество с США, от которых в разведке газового месторождения «Афродита» участвует компания Exxon Mobil.

Сотрудничество между антитурецкими силами в Средиземном море подкреплено также официальными документами. В июне прошлого года глава Минобороны Израиля Авигдор ЛИБЕРМАН, Министр обороны Кипра Саввас АНГЕЛИДИС, а также их греческий коллега Панос КАММЕНОС провели трехстороннюю встречу на Кипре, на которой договорились усилить сотрудничество для обеспечения безопасности в регионе. Естественно, что данный договор своим острием направлен против Турции.

В том же месяце в Париже Минобороны Кипра провел ряд встреч с главой французского военного ведомства Жан-Жаком БРИДЕЕМ и президентом Дружеской группы Кипр-Франция Сарах Эль ХАЙРИ.

Со стороны Израиля тогда же был утвержден план строительства порта для сектора Газа на Кипре. Данная инициатива была принята по настоянию Министра национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения  Юваля ШТАЙНИЦА и Министра разведки Исраэля КАЦА.

В связи с дальнейшим углублением сотрудничества антитурецких стран Средиземноморья и вовлечения в этот процесс сухопутных соседей Турции, как это случилось во время визита греческой делегации киприотов во главе с Министром обороны в Ереван, где он провел ряд встреч с Минобороны Армении Давидом ТОНОНЯНОМ, на которых были подписаны документы о военно-техническом сотрудничестве, Анкара стартовала самые масштабные за всю историю страны военные учения «Морской волк».

Это можно справедливо расценить как своеобразное послание о том, что за собственные интересы и капиталовложения Анкара будет драться до последнего.

«Цель этих учений — показать намерение и способность турецких вооруженных сил защитить безопасность страны, ее права и интересы в морских пространствах», — заявил глава оборонного ведомства Турции Хулуси АКАР.

В условиях обостряющейся ситуации в восточном Средиземноморье под большим вопросом остаются практические действия крупнейших международных энергокомпаний по реализации амбициозных проектов на шельфе Кипра, предполагающих добычу триллионов кубических метров газа, и планируемое сооружение газопровода EastMed.

Кроме того, на данный момент остается неясным и то, как форсированное углубление военных связей Никосии с третьими странами, включая США и Францию, отразится на перспективах мирного урегулирования кипрского вопроса.

Не менее важным аспектом в турецко-французских отношениях является и фактор «геноцида армян», который признан во Франции на государственном уровне. В ответ на одобрение французским национальным собранием законопроекта, вводящего уголовную ответственность за отрицание факта «геноцида армян», Турция в 2006 году объявила о прекращении военных связей с Францией.

За период с 2000 по 2005 годы Франция продала Турции лишь 239 противотанковых ракетных комплексов ERYX и завершила поставку партии из шести корветов класса D`Orves с противокорабельными ракетами Exocet.

В полной мере военно-техническое сотрудничество с Парижем было восстановлено лишь в 2012 году. Тогда же Турция объявила тендер на поставку зенитных ракетных комплексов большой дальности.

Участниками турецкого тендера на поставку зенитных систем, помимо EuroSAM (предлагает комплекс SAMP/T Aster 30), стали американский консорциум Raytheon/Lockheed Martin, «Рособоронэкспорт» и китайская компания CPMIEC. Они предложили турецким военным комплексы Patriot PAC-3, С-300 «Фаворит» и С-400 «Триумф», а также HQ-9 соответственно.

После того, как в Сирии разгорелась гражданская война, в которой приняли участие курдские вооруженные формирования, Анкара вновь стала объектом жесткой критики Парижа. Елисейский дворец в апреле 2018 года направил в Сирию спецназ на север Сирии для помощи курдским боевикам, после чего ЭРДОГАН публично назвал французские власти пособниками террористов из YPG/PYD.

Последним шагом, который отделял две страны от активных действий, был манифест французских писателей и политиков об исключении из священного Корана некоторых аятов на том основании, что они якобы способствуют распространению насилия и антисемитизма.

После того, как ЭРДОГАН объявил о закупке российских С-400, началось жесткое давление со стороны США. Пятая республика вполне могла оценить сложившуюся ситуацию как возможность снять напряженность в отношениях с Анкарой. К тому же во Франции не могут недооценивать сложившийся между Турцией и Ираном стратегический союз в вопросе противостояния влиянию США в Ближневосточном регионе.

Одновременно Париж вполне способен попытаться «убить» одним комплектом своего ЗРК сразу «двух зайцев» — потеснить Италию, конкурирующую с Францией и Турцией в Африке, на оружейном рынке и повысить свой международный авторитет. И ценой этого расчетливый Париж решил попытаться сделать ЗРК Samp-T.

Зенитно-ракетный комплекс SAMP-T предназначен для обеспечения противовоздушной обороны войск и механизированных соединений, находящихся на марше, а также обеспечения противовоздушного прикрытия стационарных объектов, имеющих большое значение, от массированного авиационного нападения широкого спектра воздушных целей. Начиная от тактических крылатых ракет, всех типов самолетов и вертолетов, а также различных БПЛА в любых погодных условиях днем и ночью, при использовании противником различных типов помех.

Комплекс ЗРК SAMP/T (в ВВС Франции он имеет обозначение Mamba) в состоянии вести круговую стрельбу на 360 градусов, обладает модульной конструкцией и высокоманевренными ракетами, которые в состоянии уничтожить любую воздушную цель. Данный комплекс уже находится на вооружении во Франции и в Италии и является важным вкладом этих двух государств в формирование единой системы ПРО НАТО, которая предназначена для перехвата баллистических ракет в Европе.

Заур МЕХДИЕВ, Axar.az.

Размещено на PolitRUS.com со соглашению об обмене информацией.

Фото: Reuters.

АКТУАЛЬНО