Ереван затягивает с решением вопроса о возвращении под юрисдикцию Баку оккупированных Арменией азербайджанских районов вокруг самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. Де-факто спорная территория (НКР) уже является частью Армении и руководство этой страны — и прежнее, и уже нынешнее — не раз заявляло о необходимости оформить это и де-юре.
Подобные высказывания никоим образом не способствуют мирным переговорам. Однако, говоря о включении Нагорного Карабаха в состав Армении, власти последней, очевидно, более честны, нежели когда говорят о своем якобы стремлении к мирному урегулированию Карабахского конфликта.
Присоединением (воссоединение — в трактовке Еревана) Нагорного Карабаха к Армении конфликт не урегулируется, он напротив перейдет в фазу открытого военного противостояния. А вот возвращение Баку оккупированных районов, если бы и не решило конфликт полностью, то стало бы огромным прорывом в этом вопросе. Тем более, что Баку настроен на мирное решение конфликта и готов обсуждать даже вопрос т.н. Лачинского коридора.
Действия нового премьер-министра Армении Никола ПАШИНЯНА расходятся с его словами и в отношении Азербайджана, не только России.
На встречах с Ильхамом АЛИЕВОМ он произносит здравые речи, выражает готовность продолжать мирный диалог и идти на компромиссы, но вне встреч с азербайджанским визави его риторика резко меняется, а отдаваемые распоряжения и вовсе перечеркивают все ранее достигнутые с большим трудом договоренности.
Делая заявления о якобы фиксируемой на линии соприкосновения военной агрессии со стороны Азербайджана, руководство Армении пытается представить себя жертвой, что, впрочем, не ново.
Интересно в этом другое: если раньше Россия и другие участники ОДКБ выражали готовность направить своих миротворцев в зону конфликта для предотвращения эскалации, а Армения под разным предлогом отказывалась от помощи, то сейчас появилась информации о некой просьбе со стороны определенных сил в Ереване к Москве ввести свои войска в Нагорный Карабах.
Можно, конечно, предположить такой вариант, что все это инспирировано самой Москвой и Ереван своей просьбой лишь придает легитимности данному шагу. Как недавно это было, к примеру, перед введением российского военного контингента в Сирию.
Однако с учетом реального состояния нынешних отношений Москвы и Еревана, склоняешься к второму варианту — это провокация нового руководства Армении и его заокеанских кураторов, имеющая своей целью внести дисбаланс в отношения России с Азербайджаном и Турцией. Как минимум.