В руководстве афганского движения «Талибан»* обострился конфликт между катарской и кветтской группировками. Поводом для этого послужила гибель 23 сентября в южной афганской провинции Гельманд пакистанца Асимы УМАРА, который являлся руководителем сети «Аль-Каиды»* на Индийском субконтиненте (al-Qaeda in the Indian Subcontinent, AQIS) и личным посланником лидера группировки доктора Аймана аз-ЗАВАХИРИ в Афганистане.
Члены кветтской группировки «Талибана» обвинили в причастности к смерти повстанца руководителя политического офиса талибов в Катаре муллу Абдул Гани БАРАДАРА.
Утром 10 октября в пакистанском городе Кветта было совершено вооруженное нападение на дом, принадлежащий мулле Абдул Гани БАРАДАРУ — руководителю катарского офиса «Талибана» и заместителю лидера движения талибов. Как сообщили представители афганской разведки, около семи часов утра двое боевиков обстреляли дом муллы БАРАДАРА, а затем попытались ворваться внутрь. Охрана дома открыла ответный огонь из автоматического оружия. В результате перестрелки были убиты один из нападавших и боевик из охраны дома муллы БАРАДАРА.
Очевидно, целью нападения боевиков был сам мулла БАРАДАР. Последние полгода он в основном проживает в столице Катара — Дохе, где в ранге заместителя «повелителя правоверных» (официальный титул лидера талибов маулави Хайбатуллы АХУНДА) руководит политическим офисом «Талибана».
Мулла БАРАДАР вел переговоры со спецпредставителем Госдепартамента США послом Залмаем ХАЛИЛЗАДОМ, а также представлял «Талибан» на переговорах в Москве. Несколько дней назад мулла БАРАДАР прибыл в Исламабад для консультаций с пакистанскими властями, а также для встречи с американским дипломатом ХАЛИЛЗАДОМ.
После этого глава катарского офиса талибов отправился к Кветту, где его ожидал весьма неприятный разговор с членами «Шуры-е-Кветта» (Совета Кветты) — центрального руководящего совета «Талибана».
Как сообщают источники, близкие к афганским силовикам, в ходе встречи с муллой БАРАДАРОМ семеро членов Совета Кветты открыто обвинили его в причастности к гибели главного эмиссара «Аль-Каиды» в Афганистане Асимы УМАРА.
Напомним, доверенный представитель лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-ЗАВАХИРИ был уничтожен 23 сентября афганским спецназом и американскими военными в районе Муса-Кала южной афганской провинции Гельманд.
Как подчеркивают кабульские источники, вместе с УМАРОМ тогда были убиты несколько влиятельных талибов и высокопоставленных оперативников «Аль-Каиды», в том числе Абу РАЙХАН, игравший ключевую роль в поддержании связи между УМАРОМ и лидером «Аль-Каиды».
«Семеро членов Кветтской Шуры «Талибана» на встрече с муллой БАРАДАРОМ выразили ему свое недоверие, прямо заявив, что он лично виновен в гибели Асима УМАРА. По их мнению, БАРАДАР раскрыл американцам точное местопребывание УМАРА и его людей. Этой информацией воспользовались афганские «коммандос» и американские военные, которые в итоге уничтожили крупного представителя «Аль-Каиды», — рассказали источники, знакомые с ситуацией.
Мулла БАРАДАР крайне болезненно отнесся к обвинениям в свой адрес и был вынужден отменить запланированный отъезд в Доху, задержаться в Кветте, чтобы попытаться устранить разногласия с «коллегами по джихаду».
Однако, судя по всему, убедить «братьев-талибов» в своей непричастности к гибели УМАРА ему не удалось. Утром 10 октября на его дом было совершенно вооруженное нападение и нет никаких сомнений, что оно было организовано теми членами Совета Кветты, которые ранее бросили в лицо мулле БАРАДАРУ обвинения в предательстве.
Как сообщают осведомленные источники, убийство лидера «Аль-Каиды» в Афганистане Асима УМАРА в Гельманде раскололо Совет Кветты на две части: «Одна группа лидеров талибов, представляющих Военную комиссию движения, обвиняет БАРАДАРА и его сторонников в измене и выражает сожаление в связи со смертью функционера «Аль-Каиды». Другая группа поддерживает муллу БАРАДАРА и его катарскую фракцию и пытается защитить его от нападок соратников по джихаду».
Конфликт между двумя группировками в Совете Кветты привел к обострению внутриталибского соперничества — между кветтской и катарской группами и между военным блоком в руководстве «Талибана» и политической фракцией в Дохе.
Недоверие к мулле БАРАДАРУ заставляет лидеров «Талибана» предпринимать дополнительные меры по обеспечению своей безопасности.
Так, по сообщениям источников, важные лидеры талибов сегодня избегают посещения резиденции Совета Кветты из-за боязни быть убитыми в результате воздушного удара.
«Ключевые фигуры в руководстве «Талибана» предпочитают теперь встречаться в других местах. Доверие к мулле БАРАДАРУ резко снизилось практически среди всех членов центрального руководства движения талибов», — сообщают источники.
Очевидно, сегодня можно говорить об эскалации острого конфликта между группой муллы БАРАДАРА в Катаре и кветтской группой в руководстве «Талибана». В основе этого конфликта лежат, прежде всего, разногласия по вопросу дальнейшего сотрудничества «Талибана» с «Аль-Каидой».
Если люди из Военной комиссии Совета Кветты настроены на то, чтобы сохранять и укреплять взаимодействие талибов с людьми доктора Аймана аз-ЗАВАХИРИ, то катарская группа муллы БАРАДАРА, напротив, является сторонником прекращения сотрудничества «Талибана» и «Аль-Каиды».
«Эти разногласия продолжают углубляться. Сторонники БАРАДАРА из политического офиса в Катаре хотели бы достигнуть каких-то договоренностей с США, однако, их соперники из Военной комиссии в Кветте, напротив, намерены в союзе с «Аль-Каидой» продолжать джихад до победы», — подчеркивают кабульские источники.
Пока, судя по всему, на практике побеждает точка зрения противников муллы БАРАДАРА. Источники в администрации провинции Гельманд сообщают, что талибы спрятали членов и советников сети «Аль-Каида» в своих центрах. Таким образом, ни о каком прекращении сотрудничества «Талибана» с «Аль-Каидой» в Афганистане речь сегодня не идет.
В обозримой перспективе источники предсказывают дальнейшее обострение соперничества между муллой БАРАДАРОМ и одним из лидеров «непримиримых» в Совете Кветты муллой Закир КАЮМОМ, которого поддерживает мулла Мохаммад ЯКУБ — сын основателя движения «Талибан» муллы ОМАРА.
По некоторым данным, именно мулла КАЮМ является заказчиком нападения боевиков на дом муллы БАРАДАРА утром 10 октября. Скорее всего, в борьбе с БАРАДАРОМ муллу КАЮМА поддержит и лидер сети Хаккани — самой эффективной группировки внутри «Талибана» — Сиражуддин ХАККАНИ.
По словам источников , близких к афганским силовым структурам, мулле БАРАДАРУ скоро будет небезопасно приезжать в Пакистан из Катара, ему также стоит опасаться отставки с поста руководителя катарского офиса талибов.
Следует отметить, что между муллой КАЮМОМ и муллой БАРАДАРОМ и раньше фиксировалось острое соперничество. Оно было связано с борьбой за власть в руководстве «Талибана».
После того, как мулла БАРАДАР в начале 2019 года вышел на свободу из пакистанской тюрьмы и возглавил катарский офис талибов, он одновременно получил статус первого заместителя «повелителя правоверных» маулави ХАЙБАТУЛЛЫ. Это значит, что в случае смерти последнего, именно мулла БАРАДАР должен будет возглавить «Талибан».
Разумеется, такая перспектива не устраивает военных лидеров талибов из Совета Кветты, которые руководят террористическими операциями своих боевиков на территории Афганистана и при этом активно взаимодействуют с оперативниками «Аль-Каиды», «Лашкар-е-Тайбы»* и другими джихадистскими группировками.
Вполне вероятно, что военные вожди кветтской группы хотят сегодня воспользоваться подозрениями в отношении муллы БАРАДАРА, обвинить его в измене и устранить физически, тем самым, расчистив мулле КАЮМУ дорогу к титулу «повелителя правоверных».
«Сегодняшняя ситуация в руководстве «Талибана» показывает, что это движение разрывают многочисленные амбиции и противоречия. Мулла Абдул Гани БАРАДАР, который от имени катарской группы последние полгода вел переговоры с американскими и российскими дипломатами, на самом деле, не в состоянии прогарантировать исполнение каких-либо обязательств. Возможно, именно с этим обстоятельством и было связано решение президента США Дональда ТРАМПА прекратить переговоры с группой талибов в Дохе, так как лидеры «Талибана» в Кветте не собирались выполнять подписанные от имени БАРАДАРА договоренности», — подчеркивают кабульские источники.
Усиление внутренних противоречий и соперничества в «Талибане» ставит под вопрос любые проекты с поисками мирных договоренностей с лидерами боевиков.
Фактически, сегодня бессмысленно оказывается вести какие-либо консультации лишь с одной катарской группой — ее представители не имеют возможности повлиять на поведение военного крыла «Талибана» и не способны убедить его вождей не то что прекратить вооруженный «джихад» в Афганистане, но даже отказаться от сотрудничества с «Аль-Каидой».
Источник: «Независимая газета».
* — террористическая организация, запрещена в РФ.