В Армении вновь подул ветер перемен. Премьер-министр Никол ПАШИНЯН, который позиционирует себя прозападником, похоже, примеряет нынче новый костюм, адаптированный под северный — северо-восточный климат.
К такому заключению можно прийти, в том числе, исходя из заявлений, сделанных на днях в Ереване Министром иностранных дел России Сергеем ЛАВРОВЫМ. Впрочем, обо всем по порядку…
Складывавшиеся десятилетиями устои отношений Кремля с его южным сателлитом Арменией вдруг дали трещину и зашатались весной 2018 года, когда вслед за сменой Сержем САРГСЯНОМ президентского на премьерский костюм оппозиционный депутат ПАШИНЯН вывел на улицы десятки тысяч своих сограждан, требуя отставки правящего режима.
Это стало настолько неожиданным не только для армянского руководства, но и для Москвы, что на страницах российских СМИ моментально появились публикации о подготовленном западными спецслужбами государственном перевороте в Армении. Что, кстати, близко к реальности, так как прошедшие с того памятного апрельского дня полтора года не раз подтверждали эти предположения.
Благодаря многочисленным заявлениям российской стороны многие знают, что посольство США в Ереване является одной из крупнейших американских дипмиссий в мире.
Никол ПАШИНЯН же продолжал своими популистскими выступлениями на митингах выбивать, словно ударами молота, из армяно-российской платформы, кирпичик за кирпичиком, доверительный слой отношений.
Почувствовавший, наконец, благосклонность фортуны оппозиционер заявлял о необходимости вывода российской военной базы с территории Армении.
Пашиняновской критике подвергались ОДКБ, ЕАЭС и многое другое, что могло хоть каким-то образом быть связано с присутствием Москвы.
В Кремле с ужасом воспринимали звучавшие на армянских уличных митингах заявления о том, что отныне направление норд-ост теряет актуальность для южного сателлита и «корабль» круто меняет ориентир на западный.
Далее все развивалось хрестоматийно. В стране произошла плавная передача власти. Бескровная. Взошедший на ее вершину ПАШИНЯН подтвердил готовность следовать наставлениям своих западных кураторов и послушно отдалять свою страну от северного соседа.
Победа ослепляет Никола, ему кажется, что все поставленные цели ему по плечу. ПАШИНЯН, вынашивавший долгие годы неизгладимую обиду на прежние власти, отсидевший несколько месяцев в тюрьме, прибегает к вендетте, способствуя возбуждению уголовных дел в отношении экс-президента Роберта КОЧАРЯНА и генсека ОДКБ Юрия ХАЧАТУРОВА. Это также вызывает недовольство Москвы, так как тюремные сроки заключения в данном случае угрожают российским ставленникам.
А спутавший «карты» Москвы, еще совсем недавно безгранично контролировавшей Армению, премьер-министр идет дальше. Его все новые и новые осуждающие заявления в адрес России продолжают вбивать клинья в устоявшееся господство Кремля над Ереваном. ПАШИНЯН продолжает убеждать себя в том, что за ним стоит Запад.
Однако проходит период народной восторженности, и люди вновь начинают выходить на улицы с требованиями решения социальных проблем.
Перед ПАШИНЯНОМ возникают проблемы вокруг Амулсарского рудника, люди выражают недовольство в Иджеване, а также у озера Севан. Премьер пытается вмешиваться в деятельность ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (100% дочерняя компания ОАО «Российские железные дороги»).
Когда летом 2018 года в России проходит Чемпионат мира по футболу, в Азербайджан прибывает российский экспертный «десант». Российские политологи грозят санкциями своевольному ПАШИНЯНУ на конференции «Азербайджан — единственный союзник России на Южном Кавказе», прошедшей 1 июля в азербайджанском селе Джоджуг Марджанлы в Джебраильском районе, у самой линии фронта. Эксперты заявляют о том, что после того, как Грузия заняла прозападную позицию, такой же сценарий начинает разыгрываться в пашиняновской Армении, и только Баку остается единственным надежным союзником Москвы в регионе.
Лидер Международного Евразийского движения Александр ДУГИН, депутат Государственной Думы ФС РФ Дмитрий САВЕЛЬЕВ, общественный деятель Максим ШЕВЧЕНКО и известный военный эксперт Игорь КОРОТЧЕНКО поднимаются на стратегическую высоту Лелетепе, откуда наблюдают за расположенными напротив боевыми армянскими позициями.
«С правовой точки зрения Карабах является территорией Азербайджана. Россия считает Карабах территорией Азербайджана, и это так согласно международному праву. Я в первый раз нахожусь с визитом в Карабахе. Это также знак российской интеллигенции по подходу к карабахской проблеме», — заявил в те дни азербайджанским журналистам Александр ДУГИН.
В свою очередь, Максим ШЕВЧЕНКО по итогам своей поездки в Азербайджан подчеркнул: «Из оккупированных районов Азербайджана должны быть выведены армянские войска. Безусловно, туда должны вернуться изгнанные оттуда примерно миллион азербайджанцев. И только после этого Баку будет готов обсуждать статус Нагорного Карабаха».
«Моя позиция всегда была неизменной — я считаю, что и армяне, столетиями жившие в Азербайджане, должны вернуться туда. Я считаю, что 400 тысяч азербайджанцев, изгнанных из Армении, также должны вернуться в свои дома. Это трагедия и для тех, и для других… Я против политики ПАШИНЯНА. Считаю, что нужно продолжить политику по освобождению оккупированных территорий Азербайджана. Уверен, что разумные армяне, которые не ослеплены националистскими мифами, поддержат меня», — продолжил Максим ШЕВЧЕНКО.
Спустя год, в течение которого отношения Москвы и Еревана продолжают оставаться холодными, ПАШИНЯН надеется на встречу с Президентом США Дональдом ТРАМПОМ во время своего визита в Штаты с целью участия в Генассамблее ООН. Однако мечта остается неосуществленной.
До этого удар по собственному самолюбию армянский премьер получает от ОБСЕ, не поддержавшей его идеи наказать мешающих ему разобраться с КОЧАРЯНОМ судьями. ПАШИНЯН в пух и прах разносит армянских дипломатов, «не способных выбить побольше финансовой поддержки Еревану из Вашингтона».
Тем временем обещания премьер-министра подарить собственному народу экономический прорыв ожидаемо продолжают не сбываться. Тем не менее, Никол по-прежнему сопротивляется попыткам Москвы наладить с ним контакт. Как следствие, в армянском обществе за последние полтора года из русских и России формируется «образ врага».
Состоявшийся же на днях визит господина ЛАВРОВА в Армению и сделанные им в Ереване заявления дают основания предположить, что охота на ПАШИНЯНА с целью его вербовки, наконец-то, принесла положительные результаты.
Это следует в том числе из того, что российский министр ни словом не обмолвился о наличии в армянской столице памятника фашисту Гарегину НЖДЕ, воевавшему в годы Великой Отечественной войны против Советского Союза. А ведь не так давно российские эксперты и общественность обвиняли Армению в пропаганде фашизма.
Глава российского внешнеполитического ведомства решил просто сменить декорации в том, что касается произошедшей в Армении в 2018 году революции, заявив: «Не буду внедряться в терминологию: революция или что-то иное».
Господин ЛАВРОВ также подчеркнул, что Москва никогда не выражала недовольства развитием отношений Еревана с Западом, в том числе с Евросоюзом.
Как же быстро сменились акценты! Это еще одно доказательство, что долго «сопротивляющийся» ПАШИНЯН все-таки решил уступить и вернуть отношениям традиционный характер — вассала и сюзерена.
И это вполне объяснимо. Ибо долго сопротивляться объективным обстоятельствам даже Николу не под силу. ПАШИНЯН уже привык к преимуществам пребывания во власти. И это недоразумение, что он, подобно подросшему подростку, которого впервые допустили на бал, делал селфи с сильными мира сего во время проходившего в Ереване 1 октября заседания Высшего Евразийского экономического совета.
Возможно, ПАШИНЯН больше не будет поступать подобным образом. Хотя, кто знает, учитывая его любовь делать селфи и выходить в онлайн-эфир для общения с народом. Джокер во власти, подчиняющийся чужой воле и интересам, ПАШИНЯН, наверняка понял, что общий язык с Москвой однозначно позволит ему усидеть в руководящем кресле подольше.
И когда в Кремле убедились в лояльности армянского премьера, последовали заявления Сергея ЛАВРОВА о том, что «без согласия народа Нагорного Карабаха никакие договоренности оформить будет невозможно. Армения просто их не подпишет… Говоря о Нагорном Карабахе, хочу отметить то, что сказал сегодня на нашей встрече ПАШИНЯН. Он упомянул о своем публичном заявлении, которое гласило, что итоговые договоренности должны учитывать интересы и Армении, и Нагорного Карабаха, и Азербайджана».
С одной стороны, смеем предположить, что эти заявления были сделаны для «внутренней» армянской аудитории, у которой, как уже отмечалось выше, ПАШИНЯН пытался создать образ России-врага. С другой стороны, насколько глава МИД правомочен выступать с такими заявлениями, идущими вразрез с официальными предложениями сопредседателей Минской группы ОБСЕ?
И не говорят ли слова ЛЛВРОВА – «на каком-то этапе один из предыдущих президентов Республики Армения принял решение, что интересы Карабаха будет представлять Ереван» — о том, что Москва отдает на «съедение» ПАШИНЯНУ своего ставленника КОЧАРЯНА?
Напомним, что глава МИД России, выступая полтора месяца назад на Валдайском форуме в Сочи, подверг резкой критике августовский призыв ПАШИНЯНА.
«Стороны делают достаточно серьезные заявления, в том числе звучали слова, что «Карабах — это Армения». Так же как из Тираны премьер-министр Албании заявлял, что Косово — это Албания. Это, конечно, не помогает создавать атмосферу для возобновления политического процесса… Политический процесс заторможен, и пока с этого тормоза сняться не получается… Контакты есть, но диалог об урегулировании пока не возобновлен», — заявил в Сочи Сергей ЛАВРОВ. <…>
Выступая уже в Ереване, Сергей ЛАВРОВ подчеркнул наличие предпосылок того, что в 2019 году армяно-российский товарооборот впервые превысит отметку в 2 млрд долларов. Кроме того, с декабря Россия планирует начать поставки в Армению истребителей СУ-30СМ.
В свою очередь, Никол ПАШИНЯН в рамках Парижского форума мира в интервью американскому журналисту заявил, что Армения не собирается вступать в Евросоюз.
«Я так не думаю, потому что мы сейчас состоим в Евразийском экономическом союзе. Мы собираемся развивать наши отношения в этой организации. Это экономический союз, и он очень важен для нас. Поэтому подобной повестки у нас нет», — сообщил премьер-министр Армении.
Ну что ж, Никол ПАШИНЯН, несмотря на всю свою «сопротивляемость», сменил-таки масть. Но, сменив ее раз, наверняка не преминет менять ее еще не единожды.
Расим БАБАЕВ, Oxu.az.
(В сокращении).