МОСКВА И КАБУЛ МОГУТ ОСЛАБИТЬ ПОЗИЦИИ НАРКОМАФИИ НА СЕВЕРЕ АФГАНИСТАНА

МОСКВА И КАБУЛ МОГУТ ОСЛАБИТЬ ПОЗИЦИИ НАРКОМАФИИ НА СЕВЕРЕ АФГАНИСТАНА
94

Россия и Афганистан открывают новые возможности для сотрудничества в сфере борьбы с наркобизнесом. Российские специалисты при поддержке афганских властей завершили пятилетний пилотный этап проекта «Амарант» — организации пробных посадок в северных афганских провинциях одноименной продовольственной культуры.

По оценкам экспертов, культивирование амаранта может нанести серьезный удар по позициям наркомафии, прежде всего, в Северном Афганистане.

«Проект «Амарант» начал реализовываться на практике в 2014 году. Его авторами являются фонд ЕВРАЗИС, Международная академия информатизации и Российская сельхозакадемия имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА. Кроме того, с российской стороны в проекте участвуют ученые и специалисты-аграрии из Южной Осетии. На протяжении пяти лет участники проекта осуществляли пробные посадки нетрадиционной сельхозкультуры амарант на небольших площадях в различных провинциях Афганистана», — рассказал источник, знакомый с ситуацией.

Родиной амаранта считается Южная Америка, откуда эта уникальная крупяная и кормовая культура, которую называли «хлебом инков», была завезена в Европу и Азию. Растение отличается высокой продуктивностью, амарант содержит 18 из 20 незаменимых для человека аминокислот.

Участвующим в проекте афганским фермерам амарант был рекомендован по нескольким причинам.

Во-первых, в качестве эффективной замены посевам опиумного мака. По словам афганских силовиков, амарант (в Афганистане его называют инге) в результате реализации приносит прибыль, вполне сопоставимую с продажей опиумного сырья (1200-1300 рублей за 1 кг), а то и превосходит ее.

«Деньги, как минимум, те же, но при этом крестьяне в случае выращивания инге вместо мака избегают уголовного преследования. Более того, они могут рассчитывать на поддержку со стороны властей», — сообщают афганские источники.

Во-вторых, амарант отличается неприхотливостью, в климатических условиях Афганистана он может давать до трех урожаев в год (в период с марта по ноябрь включительно).

В-третьих, афганские крестьяне, выращивающие амарант, не имеют проблем со сбытом продукции: амарантовое масло активно используется в медицине и косметологии, а жмыховая мука идет на приготовление диетического питания для детей и больных сахарным диабетом. Крупнейшим потребителем амарантового сырья в регионе является фармакологическая индустрия Индии.

В 2019 году российские специалисты совместно с сотрудниками афганской компании Zaher Imran Quraishi Ltd осуществили уже промышленную посадку амаранта на площади в 30 га.

«Полученный на засушливых солончаковых грунтах урожай превзошел все ожидания, он полностью подтвердил самые оптимистические прогнозы, построенные ранее на основе пробных посевов. В настоящее время российские участники проекта при активной поддержке посольства Афганистана в Москве проводят различные мероприятия по созданию благоприятных условий для внешних инвестиций в амарантовый проект. Целью является создание на афганской территории современных производств по переработке амаранта и других лекарственных культур», — сказал знакомый с ситуаций источник.

Специалисты по борьбе с наркобизнесом в МВД Афганистана позитивно расценивают проект замены опиумного мака альтернативной культурой инге (амарант).

«Можно ожидать, что он будет успешно реализован, прежде всего, в северных афганских провинциях Балх, Тахар, Бадахшан. Здесь для этого самые подходящие климатические и природные условия. Сложнее проект может пойти на западе Афганистана, например, в провинции Герат — там сейчас в качестве заменителя опиатам достаточно широко используется шафран», — сообщили в ведомстве.

Скептически афганские специалисты пока смотрят на возможность замещения опиатов амарантом на юге Афганистана, прежде всего, в провинции Гельманд, где производится 56% всего афганского опиумного сырья.

По их словам, здесь не слишком подходящие климатические условия, да и вряд ли местная наркомафия, самым тесным образом связанная с «Талибаном», согласится допустить в свою вотчину такого конкурента».

«Провинция Гельманд, конечно, это особый, специфический регион, однако, если удастся в результате совместных российских и афганских усилий вытеснить наркопосевы хотя бы с севера Афганистана, это уже будет несомненным успехом», — подчеркнул в беседе с корреспондентом «Независимой газеты» источник, близкий к авторам проекта «Амарант».

Фото: IstockFhoto.com.

 

* — террористическая организация, запрещена в РФ.

АКТУАЛЬНО