ГЮЛЬНАРА МАМЕДЗАДЕ О ТЕКУЩИХ ТРЕНДАХ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ

ГЮЛЬНАРА МАМЕДЗАДЕ О ТЕКУЩИХ ТРЕНДАХ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ
109

Руководитель проектов Каспийского экспертного клуба, заместитель директора Международного экспертного совета BakuNetwork, политический аналитик Гюльнара МАМЕДЗАДЕ рассказала об итогах прошедшего в российской Астрахани очередного заседания Каспийского экспертного клуба, посвященного вызовам, стоящим на пути реализации МТК «Север-Юг»:

— Состоявшееся недавно в Астрахани очередное заседание Каспийского экспертного клуба, на котором был представлен аналитический доклад МГИМО по теме «МТК «Север-Юг»: вызовы, побеждающие преимущества», можно назвать одной из самых результативных встреч на этой экспертной платформе.

Более того, повышенное внимание и участие в работе экспертного заседания представителей целого ряда профилированных государственных, промышленных структур свидетельствует о развитии новой тенденции — сближении усилий и налаживанию обратной связи на уровне государственных структур и экспертных кругов.

В ходе обсуждений условно сформировались две полярные позиции — скептиков и умеренных оптимистов в оценках будущего МТК «Север-Юг», особенно через призму экспертных оценок автора доклада — старшего научного сотрудника ИМИ ИГИМО Алексея ТОКАРЕВА и опытного прагматика-государственника Сергея МИЛУШКИНА.

Достаточно острая дискуссия экспертов и чиновников в процессе обсуждения перспектив реализации этого транспортного коридора позволила провести предметный анализ ситуации и внесла недостающие элементы в восприятие обеих сторон. И работа в этом направлении, безусловно, будет продолжена, в том числе на платформе Каспийского клуба.

Что касается собственно перспектив МТК «Север-Юг», то оценивать реализацию этого проекта в комплексном ключе, как целостную систему, пока достаточно сложно, учитывая наличие целого ряда проблем, в том числе политических, инфраструктурных, бюрократических, а также геополитические риски и влияние глобальной конкуренции.

Геополитические риски связаны, прежде всего, с ситуацией в Иране и вокруг Ирана — одного из ключевых и самых проблемных участников этого проекта.

Что касается глобальных конкурентов, то в этом списке фигурируют не только традиционные западные оппоненты России и Ирана, но и геополитический союзник Китай. И не только через призму китайского глобального транспортного проекта «Один пояс — один путь».

Сейчас очень важно реально оценивать степень растущего проникновения интересов Китая в страны Каспийского региона, Центральную Азию, Иран, и не только экономического характера. Ситуация в регионе имеет много вариантов развития, которые так или иначе будут влиять на МТК «Север-Юг».

Как представляется, МТК «Север-Юг», невзирая на все проблемы и противоречия, имеет перспективу, но пока не ясно, в каком окончательном формате и временном измерении она будет проявлена.

Пока, наверное, надо развивать уже работающие фрагменты коридора, и самым удачным примером на этом направлении является российско-азербайджанский сегмент.

Кроме того, наверное, нуждается в модернизации сама концепция этого проекта, которая формировалась порядка 20 лет назад, а за это время многое изменилось.

Говоря об итогах 2019 года для Каспийского региона, важно отметить, что все прикаспийские государства достаточно скромно отметили первую годовщину подписания Каспийской конвенции, за исключением проведения в Ашхабаде Экономического форума, приуроченного к этой дате.

В целом вопросы экономики, интеграции, транспортных и энергетических коммуникаций, привлечения инвестиций и безопасности оставались приоритетными для всех прикаспийских стран.

Что касается ожиданий, то они неплохо прописываются и в другой географии, достаточно пройтись по повестке Давосского экономического форума, в рамках которого прошла «Каспийская неделя».

На Давосском форуме, а это мировой клуб большой политики, денег и возможностей, декларируются такие цели, как «содействие развитию взаимодействия между Каспийским регионом и миром», а это уже прямая заявка на глобальное измерение каспийской политики и экономики.

Западный мир, имеющий свои интересы в Каспийском регионе, существенно расширяет его границы за счет сопредельных, в частности, Узбекистана с его растущей экономикой, и транзитных государств, задействованных в крупных энергетических проектах — Турции и Грузии.

В течение этого года Каспийские транспортные и энергетические коридоры, включая всю задействованную инфраструктуру, продолжают волновать политические круги целого ряда стран. Как и ситуация вокруг одной из прикаспийских стран — Ирана, как потенциальной производной новых рисков и угроз для Каспийского региона.

События начала 2020 года, связанные с эскалацией ирано-американского конфликта, будут иметь продолжение, в том числе с наращиванием внешнего воздействия на внутриполитическую ситуацию в Иране.

В целом вокруг Каспия в ближайшее десятилетие будут развиваться самые сложные и интересные процессы мировой политики.

По материалам портала «Каспийский вестник».

АЗЕРБАЙДЖАН