Чем мне импонирует Дональд ТРАМП, так это прямолинейностью и неприкрытым цинизмом Он не придумывает объяснения действиям США в том или ином уголке мира необходимостью защиты демократии или туземцев от диктатора (для США мы все туземцы). Он прямо говорит, что эти действия в интересах США.
В отношении Сирии нам тоже стоит быть прямолинейными и циничными: Россия, Турция и Иран имеют в Сирии свои интересы и поэтому там находятся их военные. Под разными формулировками и предлогами.
Россия — легально, по приглашению законного руководства Сирийской Арабской Республики. Турция — по соглашению с незаконными вооруженными формированиями. мало отличимыми от террористов.
Стоит отдать должное России — она не требует от Турции немедленно уйти из Сирии. В обратном же направлении мы слышали заявление Реджепа Тайипа ЭРДОГАНА, прокомментировавшего телефонный разговор со своим коллегой Владимиром ПУТИНЫМ незадолго до визита в Москву.
В Кремле здраво оценивают ситуацию: если победу над т.н. «Исламским халифатом»* принесли совместные действия России, Турции и Ирана — избавив мир от террористического квази-государства, а сирийский и соседние народы от массового истребления, то все три победителя имеют право решать свои задачи в Сирии.
Поскольку по отдельным направлениям интересы всех трех победителей входят в противоречие друг с другом, то необходимо договариваться. А не оставлять все Турции — не для того Москва многие годы поддерживала Дамаск, не для того в борьбе с террористами здесь сложили головы российские военные.
Разделить территорию Сирии на новые подконтрольные победителям государства, по примеру той же Германии после Второй мировой войны, — самое простое, хотя и крайне сложное по процедуре. Необходимо искать и находить другие компромиссные варианты.
Поэтому подписанные накануне в Москве лидерами России и Турции соглашение и принятое решение о фактическом разделении Сирии по автотрассе М4, конечно же, носят временный характер.
И в Дамаске, и в Москве прекрасно понимают — что рано или поздно (думаю, что очень скоро) запертые в узкой приграничной полосе на севере республики отряды вооруженной оппозиции и выдающие себя за таковую откровенные террористы из группировки «Хайят Тахрир аш-Шам»* (перебрендированная «Джебхат ан-Нусра»*) станут прорываться на юг, а сидящие пока в подполье их подельники в других регионах Сирии — создавать новые очаги напряженности. Не без поддержки внешней силы, разумеется.
Однако эти соглашения дают время Москве, Анкаре и Тегерану, который совершенно опрометчиво сбрасывать со счетов. Время для совместной выработки плана паритетного нахождения в Сирии, максимально возможно учитывая интересы партнеров.
Договариваться сложно, но иного выхода нет, поскольку расширение и углубление конфликта между Москвой, Анкарой и Тегераном на руку их общим соперникам — США, Великобритании и ряду стран Евросоюза. У которых также есть свои серьезные интересы на Ближнем и Среднем Востоке.
* — террористическая организация, запрещена в РФ.