ВОЗМОЖЕН ЛИ КОНФЛИКТ АЗЕРБАЙДЖАНА И ТУРКМЕНИИ НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ?

ВОЗМОЖЕН ЛИ КОНФЛИКТ АЗЕРБАЙДЖАНА И ТУРКМЕНИИ НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ?
286

Как известно, 11 марта 2020 года состоялся официальный визит Президента Туркменистана Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВА в Азербайджанскую Республику. Основные итоги двусторонних переговоров отражены в совместном заявлении глав государств.

В качестве одного из наиболее важных пунктов документа следует рассматривать заявление сторон о том, что реализация основополагающего документа — Конвенции о правовом статусе Каспийского моря — требует решения вопросов, касающихся разграничения дна и недр между двумя странами, исходя из принципов и норм международного права.

Здесь была подчёркнута необходимость продолжения работы Совместной Рабочей Группы по вопросам разграничения дна Каспийского моря между Туркменистаном и Азербайджанской Республикой. Таким образом, стороны констатировали, что предпринимают меры по устранению одной из «проблемных точек» в двусторонних  отношениях.

Следует отметить, что из-за различий в позициях по принципам деления дна Каспийского моря в конце 90-х Ашхабад и Баку успешно блокировали попытки друг друга приступить к разработке спорных месторождений с участием иностранных компаний (в том числе российских и американских).

К началу ХХI века стороны де-факто разорвали дипломатические отношения и всерьез заговорили о возможной войне. К тому же тогдашний президент Туркмении Сапармурат НИЯЗОВ обвинил Баку в причастности к покушению на себя в ноябре 2002 года.

После смерти НИЯЗОВА в конце 2006-го произошли потепление отношений и обмен визитами на высшем уровне. В ходе пребывания туркменского президента Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВА в Баку в мае 2008 года стороны обязались не вести разведку и добычу на спорных месторождениях до полного урегулирования статуса Каспия.

Но Ашхабад очень быстро нарушил договоренности. В 2012 году азербайджанские пограничники задержали туркменское судно, которое вело разведку на месторождении «Сердар» («Кяпаз»). Ситуация вновь резко обострилась, но затем началось смягчение.

В ноябре 2018 года состоялся весьма успешный официальный визит Ильхама АЛИЕВА в Ашхабад, где стороны подписали ряд соглашений, в том числе в сфере транспорта.

Мартовский визит Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВА в Баку закрепил достигнутые полтора года назад договорённости. Вместе с тем, вопрос о разграничении дна моря до сих пор остаётся открытым.

И хотя вероятность возможных обострений отношений сторон можно оценить как весьма низкую, гарантий от возможного потенциального конфликта нет.

В этой связи определённый интерес представляет опубликованная в преддверии визита туркменского лидера в Баку статья в российском издании «Военно-промышленный курьер» под названием «За каспийскую нефть может пролиться кровь», автором которой является заместитель директора Института политического и военного анализа Александр ХРАМЧИХИН.

В статье эксперт анализирует потенциал сторон в случае возможного военного столкновения на Каспии, в первую очередь морские и воздушные силы, так как сухопутные войска сторон вряд ли могут встретиться в бою. <…>

Автор справедливо отмечает, что если Туркменистан заинтересован в прокладке в перспективе Транскаспийского газопровода, то ему не выгодно обострять отношения с Азербайджаном, ни с какой точки зрения не нужна война и Баку.

Подтвердить вывод автора можно и на основе анализа содержания совместного заявления глав государств по итогам мартовских переговоров.

В документе, в частности, отмечается, что стороны намерены в дальнейшем совместно разрабатывать и осуществлять энергетические проекты с целью обеспечения энергетической безопасности в регионе, а также улучшения благосостояния народов двух стран.

Таким образом, очевидно, что Баку и Ашхабад намерены в перспективе мирно разрешить имеющиеся разногласия, что позволит им реализовать новые энергетические проекты, главным из которых может стать пресловутый Транскаспийский газопровод.

Несмотря на довольно жёсткую позицию Ирана и России относительно экологических аспектов возможного строительства на дне Каспия подобного газопровода, в пользу проекта говорит его широкая поддержка со стороны стран Запада, в первую очередь, США. Поэтому пока есть шансы проложить подводную трубу через Каспий, перспективы военного столкновения Азербайджана и Туркменистана выглядят сомнительными.

Влад КОНДРАТЬЕВ, «Каспийский Вестник».

В сокращении.

АЗЕРБАЙДЖАН