Нынешняя эскалация в Нагорном Карабахе поставила официальную Москву перед серьезным выбором. Открыто стоящая за Баку Анкара, стремится заставить Кремль сделать ошибочный выбор между Арменией и Азербайджаном.
Но дело в том, что внешняя политика России подразумевает конструктивные и дружественные отношения с обеими этими республиками. Нам стратегически важен партнер в лице Армении, но при этом нет никакой нужды и в том, чтобы Азербайджан превращался в открытого врага России в Закавказье.
С одной стороны, бакинские топливные компании составляют серьезную конкуренцию российскому газовому сектору. Давно известный факт, что страны Евросоюза рассматривают азербайджанский газ в качестве альтернативы поставкам сырья от «Газпрома».
Почти введенный в эксплуатацию трубопровод для транспортировки природного газа из азербайджанского Прикаспия и с Ближнего Востока в Турцию и Западную Европу предполагает мощность 10 млрд кубических метров в год, с возможностью увеличения пропускной способности до 20 млрд (доля участия азербайджанской SOCAR в данном проекте 20%).
В конце мая 2020 года в рамках тестового запуска Трансадриатического трубопровода (ТАР) первая партия газа из Азербайджана достигла территории Албании. В настоящее время завершается подготовка к запуску коммерческих операций. Работы по соединению TAP и системы транспортировки природного газа в Италии будут завершены к середине ноября текущего года.
Но в то же время, Азербайджан является одним из самых крупных покупателей российского оружия. Только за несколько последних лет с Баку было подписано контрактов на общую сумму 5 млрд долларов (по данным на 2018 год).
Ассортимент азербайджанских закупок вооружений впечатляет: это и российские танки, БТР, РСЗО, комплексы ПВО С-300, многочисленные вертолеты Ми в различных комплектациях, проявляется серьезный интерес к современным истребителям поколения 4++ Су-35 и МиГ-35.
Выгодным отличием является то, что Баку оплачивает свои военные амбиции нефтедолларами. А Ереван на правах союзника свои более чем скромные закупки вооружения производит на выданные же Россией кредиты.
Не стоит забывать и то, что обе республики входят в состав СНГ. Конечно, надо отметить, что Ереван все-таки предпочел стратегию сближения с Россией в рамках Евразийского экономического союза и ОДКБ, а Баку больше ориентируется на военное и экономическое сотрудничество с Анкарой, которая входит в блок НАТО.
Осеннее военное обострение ситуации в Нагорном Карабахе является прямым следствием прямой поддержки Азербайджана со стороны Турции и косвенным — со стороны Израиля.
Проект ЭРДОГАНА «Новый Туран» и причем здесь интересы США и Великобритании?
Президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН провозгласил и на протяжении многих лет прагматично разыгрывает придуманный им же миф «один народ — две страны», это подразумевает поглощение в недалеком будущем почти 90-миллионной Турцией 10-миллионного Азербайджана. Анкаре для реализации своего масштабного проекта по сборке новой Османской империи нужны бакинские нефтяные и газовые запасы.
«Осчастливленные» турецкой пропагандой азербайджанцы уже морально готовы к этому. Тем более, что США, Евросоюз и Россия молчаливо смотрят на эти процессы, не проявляя своей политической активности.
Таким образом, недалеко и до следующего шага — Турция мечтает отнять у Ирана так называемый Иранский Азербайджан, в котором живут 30 млн этнических азербайджанцев. Вот уже на юге такими темпами образовывается Османская империя с населением как у России.
Конечно же, на словах Госдепартамент США официально «глубоко обеспокоен» турецкой экспансией. Но на самом деле Вашингтон и держащийся в его фарватере Лондон крайне заинтересованы в «повышении роли Турции» на Кавказе.
Безоговорочно Турция на сегодняшний день является самым мощным союзником США и Британии в регионе Кавказа и на Средиземноморье.
Понятно, что геополитические интересы Турции в значительной мере совпадают с англосаксами: с помощью идей Великого Турана вполне возможно нанести удар по позициям России, Ирана и Китая, а также регулировать поведение арабских государств.
Турция своим поведением является раздражителем для России и ведущих европейских государств, прежде всего Германии и Франции. Рассмотрим более подробно амбициозные планы «турецкого султана».
Арабский Восток. Экспансия Турции вызывает с одной стороны — опасение у ряда арабских стран (Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн), с другой — надежды этих стран на турецкую помощь против Израиля. Это позволяет Вашингтону и Лондону пытаться регулировать в нужном направлении политику стран арабского мира и направлять действия Израиля.
Европейский союз. Турецкая активность в Средиземноморье вызывает опасения у большинства членов Евросоюза, а Франция прямо призывает к противодействию туркам. США и Британия могут использовать это недовольство для усиления контроля над Единой Европой. Турецкая экспансия должна напомнить Европе о том, как ей на самом деле необходим защитник в лице США.
Иран. Сегодняшние события на Кавказе могут привести к появлению турок у иранских границ. В случае победы Азербайджана турецкие военные базы появятся на его территории, в случае поражения — вообще возможна его аннексия (естественно, на «добровольной основе») Турцией, и выход последней на Каспийское море.
Северный Иран — территория компактного проживания тюркоязычного населения, протурецкие симпатии которого в данном случае многократно возрастут. Учитывая активность Анкары на этом направлении и неизбежные ответные действия Тегерана по подавлению подобных настроений, конфликт между двумя государствами неминуем (и американская помощь Анкаре гарантирована). В этой обстановке значительно усилятся протурецкие симпатии в тюркском мире.
В случае начала волнений в Иранском Азербайджане ЭРДОГАН через «зону управляемого хаоса» также может прорваться к Каспию. Здесь уже прямой выход на другие тюркоязычные страны — Казахстан, Киргизию, Туркмению, Узбекистан.
Россия. Экспансия Анкары создает почву для дестабилизации обстановки на российском Северном Кавказе, в тюркоязычных Татарстане и Башкортостане и для создания протурецкого пояса вокруг наших границ в Средней Азии и на Кавказе.
Трудно спорить с тем, что сегодня США и Великобритания серьезно влияют на политические и экономические процессы в бывших советских республиках. На создание пояса нестабильности, так называемой теории создания «серых зон», вокруг границ России брошены колоссальные усилия американской и британской разведок.
Турецкий лидер тоже является явным игроком в этой игре против России и его вклад по выдворению России из Закавказья трудно не заметить.
Очевидный факт, что на постсоветском пространстве в качестве послов или заместителей стали назначаться профессиональные специалисты по разведывательным и военно-политическим операциям. Приведем некоторые примеры таких специалистов:
- Кит ДЕЙТОН (кандидат в послы на Украине) — генерал в отставке, специалист по военно-политическим операциям или иначе говоря, госпереворотам, бывший руководитель Центра им. МАПШАЛЛА в Европе;
- Джефри ДЖУК (временный поверенный в Республике Беларусь) — бывший сотрудник разведки Госдепартамента, специалист по военно-политическим операциям;
- Майкл Джон ГИФФОРД (посол Великобритании в Казахстане) в прошлом занимал должности по линии МИД Великобритании, связанные с безопасностью и контртеррористической политикой (посты, которые, как правило, занимают сотрудники MI-6);
- Линн ТРЕЙСИ (посол США в Армении), сотрудник ЦРУ, бывший директор по Центральной Азии в Совете национальной безопасности США. Послужной список ТРЕЙСИ включает в себя такие антироссийские события, как: Грузия (2001-2002), Казахстан (2003-2006), Туркменистан (2010-2011). Она была заместителем Джона ТЕФФТА (вдохновителя украинского майдана) в 2014-2017 годах. Наиболее успешной ее операцией является в 2012 году приостановка участия Узбекистана в ОДКБ.
Как говорится, комментарии тут излишни. И это повод российскому руководству задуматься над этим важным вопросом.
Пока еще не поздно необходимо скорректировать стратегию национальной безопасности и начать противодействовать на всей территории бывшего Союза агрессивной политике Запада.
Такие вызовы, как вступление Украины и Грузии в НАТО, попытка разрыва братских отношений с Белоруссией и возможное объединение Турции с Азербайджаном — это то недалекое будущее в глазах евроатлантических «ястребов», после которого окончательно возьмутся за развал России. Этого мы допустить не можем, пришло время реагировать больше, чем «выражением озабоченности».
Карабахский капкан
Сегодняшнее развитие ситуации в Нагорном Карабахе — источник серьезных политических и экономических рисков в регионе.
Главным выгодоприобретателем кровавой бойни выглядит новоявленный султан ЭРДОГАН. Он смело создал точку давления на Россию, как площадку для будущего размена по Сирии и Ливии.
Понятно, что он делает вышеуказанную эскалацию конфликта из региональной международной. А это значительно снижает вероятность его разрешения мирным путем. ЭРДОГАН позволил себе нагло влезть, с нашего молчаливого согласия в 90-е годы, на территорию российских интересов.
Если эта выходка сойдет турецкому агрессору с рук, дальше с высокой вероятностью возможна экспансия турок в среднеазиатские страны, российские республики Поволжья, и на Северный Кавказ.
«Азербайджан и Турция — братья. Нас разделить невозможно. Мы сделали все возможное и продолжаем делать. Есть агрессор, варвар Армения, оккупировавшая территории. Надо спросить у этих людей: 30 лет наши азербайджанские братья ждали результатов диалога, что вы для этого сделали? Ответ — ноль. В этой борьбе Турция рядом с Азербайджаном и мы пойдем до конца. Наши азербайджанские братья соблюдали режим прекращения огня. Армения отнеслась к этому неискренне и не выполнила это условие. Они продолжили безжалостно уничтожать ракетами мирное население», — заявил 12 октября с.г. на брифинге, посвященном развернувшимся событиям в Нагорном Карабахе, Министр обороны Турции Хулуси АКАР.
Отсюда же, из Турции, возникла еще одна проблема для безопасности России — втягивание на наше поле интересов исламских боевиков из Сирии. Данные о том, что на карабахском фронте воюют протурецкие наемники из Сирии и Ливии подтверждает российская разведка.
«Он поддерживает террористов в Ливии, он был главным подстрекателем и инициатором начавшегося недавно конфликта в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией», — отметил Президент Сирии Башар АСАД в своем недавнем интервью российским журналистам.
Поэтому скорейшее завершение конфликта в Нагорном Карабахе — в интересах Армении, Азербайджана и России.
Стратегический интерес России в Закавказье состоит в возвращении социально-политического влияния на Азербайджан, Армению и Грузию
Турция на Кавказе намеренно раздражает официальную Москву и уже пересекла допустимую «красную черту». Об этом в интервью турецкому изданию Ahval заявил турецкий аналитик и эксперт по России Керим ГАС. По его словам, Анкара перепутала Карабах с Сирией или Ливией.
«Карабах — это прямая зона влияния Москвы, и Россия не позволит Турции вмешиваться больше, чем она сейчас это делает. ЭРДОГАНн сделал террористов-джихадистов самым важным инструментом во внешней политике Турции», — отметил Керим ГАС.
Военное противостояние Азербайджана и Армении за обладание Карабахом вновь актуализирует проблему несформулированности долгосрочных национальных интересов России в регионе. Закавказье исторически входит в географический пояс безопасности России.
Исторический факт: Россия в этих краях оказалась не в результате агрессивной политики по захвату независимых государств Армении, Азербайджана и Грузии и не победив их в кровопролитных войнах, уничтожив их самобытность, а в результате их собственной просьбы о спасении (Грузия и Армения были раздроблены, части их находились под властью Ирана и Турции); вместо Азербайджана существовали многочисленные ханства, оказавшиеся в составе России в результате русско-иранских войн начале XIX века.
Благодаря столетнему мирному сосуществованию армяне, азербайджанцы и грузины в составе Российской Империи сохранили собственную культурную и историческую самоидентичность.
От Советской России эти народы получили в дар государственность в виде союзных республик. В результате развала СССР сработал пункт союзного договора о праве на самоопределение и выход из договора, в результате эти народы получили суверенитет и международное признание.
Прошедшие три десятилетия доказывают: эти бывшие «губернии» царской России не могут быть жизнеспособными в виде независимых республик. Их предназначение сформировано под давлением новых сюзеренов из Вашингтона, Лондона и Анкары. Им предназначена роль нестабильного буфера, исполняющего антироссийскую функцию через постепенную сдачу своих территорий.
История из прошлого повторяется: Турция вновь в авангарде политического давления западных лидеров, пытается вернуться к своей традиционной исторической роли борца против России.
Таким образом, перед российским руководством стоят две главные задачи: осознать национальный интерес России в Закавказье и выработать основные принципы движения к его достижению.
Для Закавказья это будет означать, что стратегически Азербайджан, Армения и Грузия в недалекой перспективе будут возвращены под влияние Москвы, чтобы не стать инструментом агрессии Запада против России. В противном случае и при достижении результатов агрессивной политики Вашингтона эти республики первыми попадут под ответные шаги со стороны России.
В СМИ появилась информация, что руководство Нагорно-Карабахской республики (НКР) рассматривает вариант обращения к Армении с просьбой о признании. Постоянно сменяемое руководство Армении в течение прошедших 30 лет не удосужилось признать независимость НКР, ссылаясь на соблюдение всех «международных гарантий безопасности» (Минская группа ОБСЕ, «Мадридские принципы»).
В свою очередь, это создало юридические условия невозможности правомочного вмешательства России в тлеющий армяно-азербайджанский конфликт. Единственное верное решение в этом вопросе для НКР — это повторить историю своих предков – вновь попроситься в состав России.
Необходимы взаимные дипломатические усилия, политическая воля со стороны России и Армении, чтобы НКР обратилась с просьбой о признании и о помощи. Такой прецедент в Закавказье уже имеется в Южной Осетии и Абхазии.
Ввод российских войск под эгидой ОДКБ или миротворческих сил в Карабах будет расценен мировым сообществом как «операция по принуждению к миру» обеих непримиримых сторон.
Такое смелое решение позволит России во всеуслышание заявить о своих намерениях защищать собственные интересы в Закавказье, не даст возможность Турции подмять под себя Азербайджан, остудит горячие головы в Вашингтоне и Лондоне.
Все это должно сопровождаться мощной идеологической кампанией среди российских армян и азербайджанцев в целях вербовки сторонников такого пути. Если НКР будет находиться под протекторатом России, это создаст реальную возможность возвращения мира в этот закавказский регион.
Руслан ТЕМИРБУЛАТОВ, кандидат экономических наук, эксперт в области международных отношений по странам СНГ. Возглавлял полномочное представительство Татарстана в Казахстане. Курировал абхазское направление в Управлении Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.