СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В АРМЕНИИ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С АКТИВНОЙ ПОДРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ США В ЗАКАВКАЗЬЕ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В АРМЕНИИ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С АКТИВНОЙ ПОДРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ США В ЗАКАВКАЗЬЕ
114

Руслан ТЕМИРБУЛАТОВ_135Национальная система биологической безопасности Армении превращена в элемент системы биологической разведки США в регионе. Еще до того, как в стране открылась американская военная сеть лабораторий, с середины 90-х гг. США получили полный контроль над армянскими базами эпидемиологических данных.

С 2008 года Пентагон создал в Армении около десятка биолабораторий, которые работают по американской оборонной «Биологической программе совместного участия» (CBEP).

С одной стороны, проект развивает возможности обнаружения вирусов и их быстрого обезвреживания в 25 странах мира.

С другой, куратор программы — Агентство по снижению угрозы безопасности (DTRA), проводит секретные исследования по использованию и разработке биоружия.

Из открытых источников нам известно, что в Армении при финансировании Пентагона годами ранее открылись лаборатории в Ереване, Гюмри, Ванадзоре, Мартуни и Иджеване. Были выделены средства на модернизацию армянского Национального центра по контролю и профилактике заболеваний (от 10 до 18 мл долларовн, разные источники приводят разные цифры). В центре проводятся биологические исследования, изучаются вирусы и штаммы. Подобные лаборатории действуют также в Украине, Грузии и Казахстане.

Армения_460

Несмотря на то, что все лаборатории подчиняются госорганам Армении, их курирует DTRA. Помимо армянских специалистов, в этих лабораториях работают ученые, представляющие американского подрядчика и субподрядчика. Главный из них — CH2M Hill.

Официально в DTRA заявляют о нескольких целях проведения CBEP, финансирования биолабораторий и обучения персонала в десятках стран.

Первая — сбор и хранение коллекций особо опасных патогенов на надежных и безопасных объектах.

Вторая — укрепление систем здравоохранения и ветеринарии для выявления, диагностики и информирования о вспышках заболеваний, связанных с особо опасными патогенами, которые могут представлять угрозу безопасности.

Судя по опубликованным исследованиям, американцы уже владеют достаточной информацией об эпидемиологической ситуации в Армении, в том числе связанной с особо опасными патогенами, которые Пентагон давно изучает и тестирует в качестве биологического оружия: сибирская язва, бруцеллез, чума, африканская чума свиней и туляремия.

Сибирская язва — один из самых опасных видов биологического оружия, который до сих пор изучается и тестируется в США.

А вот любопытная информация об Армении, опубликованная на сайте субподрядчика DTRA, Black & Veatch, датированная концом 2012 года. В ней компания сообщает о том, что в рамках программы DTRA установила в трех лабораториях Минздрава Армении оборудование по диагностике инфекционных заболеваний. Оно может подтверждать вспышки сибирской язвы в Армении в течение часов, сообщили в Black & Veatch, заметив при этом, что по стечению обстоятельств сразу после установки оборудования в Армении зафиксировали вспышку сибирской язвы.

После появления американских биолабораторий в Армении «завелись» и азиатские тигровые комары, являющиеся переносчиками тропической лихорадки, лихорадки денге, Чикунгуньи и вируса Зика, который вызывает генетические изменения у новорожденных. Эксперименты над ними проводились в центре Лугара в Грузии. И комарики полетели, как и зараженные коронавирусом летучие мыши американского профессора Гэвина Джеймса СМИТА, которые каким-то образом «обнаружились» в пещерах Казахстана во время работы профессора в американской ЦРЛ в этой стране.

Впрочем, без коронавирусного скандала и в Армении не обошлось: 14 сотрудников Национального центра по контролю и профилактике заболеваний (NCDC) Минздрава Армении заразились коронавирусом. Хваленая высшая система защиты и безопасности made in USA не помогла.

Кроме того, как выяснилось в конце минувшего года, американские лаборатории, расположенные в Армении, совместно с Институтом молекулярной биологии (ИМБ) Национальной академии наук Республики Армения занимаются исследованием генотипа армян, на которое выделяют финансы и НАТО, и Пентагон, и Евросоюз. Информация, крайне настораживающая. «Биологам» из Пентагона достались все штаммы местных возбудителей инфекций и вирусов, что делает возможной разработку биологического оружия.

Биологическая безопасность и гарантия суверенитета стран-участников ЕАЭС и ОДКБ — коллективный запрет на работу американских биолабораторий.

Несколько лет назад глава МИД России Сергей ЛАВРОВ и премьер-министр Армении Никол ПАШИНЯН завершили согласование меморандума по использованию биолабораторий, построенных в республике на деньги США. Документ призван снять опасения Москвы о том, что они созданы Вашингтоном «под себя» для исследований в области создания биологического оружия.

Некоторые эксперты считают, что появление сети американских лабораторий в Армении могло быть связано не столько с финансовой мотивацией властей республики, сколько с их политическим принуждением со стороны Вашингтона.

Характерно, что в Армении данная сеть начала развертываться в 2008 году. Не исключено, что строительство лабораторий было одним из условий признания американцами итогов выборов, состоявшихся в том году в Армении и завершившихся, опять же не без вмешательства США, погромами и беспорядками в Ереване.

Надо отметить, что при всех жертвах и издержках войны 2020 года, а также благодаря усилиям руководства России, разблокировка транспортных коридоров может лет за пять компенсировать ущерб и реанимировать торговые связи как Армении (через Нахичевань в Иран), так и Азербайджана со своим анклавом и далее в Турцию. Строительство новых транзитных путей через Зангезур также может принести Армении сугубо коммерческий профит.

Пока все стратегические коридоры будут сторожить напрямую российские войска, возможность их перекрытия минимальна.

Армения сейчас тоже имеет выбор: либо рефлексировать о своем поражении и согласиться с неприятными геополитическими итогами войны, но и с параллельной разблокировкой транспортных связей; либо готовить реванш и потенциально потерять весь Арцах (Карабах — Прим.) окончательно. Ошибки же самой Армении в войне пусть разбирают специалисты.

ЕАЭС_460

Концепция коллективной безопасности государств-участников ОДКБ гласит, что неделимость безопасности является ключевым принципом, обеспечивающим защиту интересов, суверенитета и территориальной целостности государств. Одним из основных источников военной опасности государства-участники считают возможность применения оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств.

Стратегия коллективной безопасности на период до 2025 года подчеркивает проведение совместных действий, направленных на соблюдение и укрепление ряда международно-правовых инструментов, в частности, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО).

Для поддержания стабильности собственного государства и обеспечении военной безопасности официальному руководству страны необходимо взять курс на укрепление общей безопасности в рамках ОДКБ. Россия вообще должна требовать регулярных инспекций нашими специалистами всех биолабораторий США, расположенных у наших границ, особенно расположенных в государствах-участниках ОДКБ. Мы должны интересоваться этим ради собственной безопасности.

Россия заинтересована в стабильности своих закавказских границ, а Армения заинтересована в поступательном и безопасном развитии. Два этих фактора не противоречат, а дополняют друг друга.

Государствам-участникам ОДКБ и Евразийского союза, получающим в том числе и военную защиту от России, не мешало бы задуматься о том, какими последствиями может обернуться содержание на своей территории структур биологической войны государства, не скрывающего агрессивных намерений в отношении Москвы, Пекина и Тегерана. Опасность применения биологического оружия в полной мере показала пандемия коронавируса, не оставляя места для благодушия относительно «многовекторности» союзников.

Руслан ТЕМИРБУЛАТОВ, кандидат экономических наук, эксперт в области международных отношений по странам СНГ. Возглавлял полномочное представительство Татарстана в Казахстане. Курировал абхазское направление в Управлении Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.

АРМЕНИЯ