Министерство обороны Узбекистана отвергло возможность размещение на территории страны военных баз США и других государств-членов НАТО, силы которых планируется вывести из Афганистана уже к 11 сентября текущего года.
Напомним, в начале месяца спецпредставитель США по Афганистану Залмай ХАЛИЛЗАД посетил Узбекистан (2 мая) и Таджикистан (4 мая) — целью вояжа стало обсуждение ситуации в Афганистане в связи со анонсированным выводом американских войск — к тому моменту тему со своими центральноазиатскими коллегами уже обсудил в онлайн-формате глава Госдепартамента США Энтони БЛИНКЕН.
В Ташкенте эмиссар Вашингтона встретился с главой МИД Узбекистана Абдулазизом КАМИЛОВЫМ, а в Душанбе его принял Президент Таджикистана Эмомали РАХМОН.
Вскоре после визита господина ХАЛИЛЗАДА издание The Wall Street Journal со ссылкой на правительственных и военных чиновников сообщило о том, что американское военное командование намерено создать базы для размещения войск и техники, поддержки афганского правительства, осуществления контроля над движением «Талибан»* и другими экстремистами в соседних государствах Центральной Азии.
По данным источников The Wall Street Journal из Белого дома, самым предпочтительным вариантом для создания военных баз стали бы Узбекистан и Таджикистан, имеющие непосредственную границу с Афганистаном и в случае необходимости обеспечившие бы быстрое перемещение войск.
В ответ на появившуюся информацию департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Узбекистана напомнил о том, что оборонная доктрина Узбекистана не предусматривает размещение иностранных военных баз и объектов на территории страны.
Важно уточнить: тема размещения в Узбекистане иностранных военных баз стала предметом активного обсуждения за несколько дней до резонансной для государств региона публикации The Wall Street Journal — в связи с состоявшимся 27-28 апреля текущего года официальным визитом в Узбекистан Министра обороны России Сергея ШОЙГУ.
Сначала одну часть узбекской общественности волновал вопрос появления на территории страны российских военных, а чуть позже другую часть — уже и американских.
«В основополагающих документах в области обороны, таких как в Конституции Республики Узбекистан (от 1992 года), Концепции внешней политики (от 2012 года), Оборонной доктрине (от 2018 года) имеются ясные и четкие ответы. В частности, 10 пункт Оборонной доктрины Республики Узбекистан гласит: «Политика Республики Узбекистан в области обороны основана на следующих принципах: недопущение на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов; неучастие Вооруженных Сил в миротворческих операциях и военных конфликтах за рубежом», — говорится в официальном заявлении Минобороны Узбекистана.
Впрочем, и в самом Узбекистане, и за его пределами мало кто всерьез воспринял данные официальные объяснения.
Как полагают эксперты, и визит в Ташкент главы российского оборонного ведомства, и телефонные переговоры Президента России Владимира ПУТИНА с Президентом Узбекистана Шавкатом МЕРЗИЁЕВЫМ 7 мая, и приезд в Москву формально для участия в торжествах по случаю 76-летия Победы в Великой Отечественной войны Президента Таджикистана Эмомали РАХМОНА связаны во многом с происходящими событиями в соседнем Афганистане, в первую очередь переформатированием присутствия в стране США, представленным как «вывод войск».
Речь идет о последствиях данных условно привязанных к Афганистану событий для всей Центральной Азии и перезагрузки реальной значимости в регионе основных внешних игроков: России, Китая, США и Великобритании, а также Турции, обозначившей всю серьезность своего интереса.
Фото: ТАСС.
* — террористическая организация, запрещена в РФ.