АНДРЕЙ СЕРЕНКО: «СИТУАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ СОЗДАЕТ ХОРОШИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ НОВОЙ УСПЕШНОЙ ИГРЫ МОСКВЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

АНДРЕЙ СЕРЕНКО: «СИТУАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ СОЗДАЕТ ХОРОШИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ НОВОЙ УСПЕШНОЙ ИГРЫ МОСКВЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Вывод войск США из Афганистана подходит к завершению, процесс проходит в безопасном режиме и закончится в срок — к концу августа текущего года, сообщил глава Пентагона Ллойд ОСТИН. По словам министра обороны США, из Афганистана выведено 95% войск, а все американские базы за пределами Кабула переданы афганским партнерам.

При этом господин ОСТИН отметил, что миссия в Афганистане еще не закончена и американские военные готовы ответить на угрозу в случае ее возникновения. Чтобы оказывать поддержку нынешнему официальному Кабулу и сдерживать боевиков «Талибана»* Вашингтону необходимо размещать выводимые из Афганистана войска вблизи его границ.

Ранее издание Wall Street Journal со ссылкой на свои источники в Пенгагоне сообщало, что с этой целью ведутся переговоры с руководством Узбекистана и Таджикистана.

Что вскоре и подтвердилось: госсекретарь США Энтони БЛИНКЕН провел онлайн-консультации со своими центральноазиатскими коллегами, а в начале июля принял в Вашингтоне главу МИД Таджикистана Сироджиддина МУХРИДДИНА.

PolitRUS обратился к известному политологу, руководителю Центра изучения афганской политики (ЦИАП) Андрею СЕРЕНКО с просьбой прокомментировать сложившуюся вокруг Афганистана непростую ситуацию и возможные действия всех заинтересованных сторон.

Удастся ли Вашингтону достичь договоренности о размещении своих баз с Ташкентом и Душанбе? — Ведь очевидно, что решение будет приниматься с оглядкой на мнение Москвы и Пекина. Если республики не являются в настоящее время участниками ОДКБ, то вот в ШОС входит и та, и другая.

​Интрига в этом вопросе по-прежнему сохраняется. Российские представители самого разного ранга поспешили заявить, что Узбекистан и Таджикистан откажут американцам в возможной просьбе о базе. Однако, думаю, такие однозначные выводы делать преждевременно.

Во-первых, ситуация в Афганистане сохраняет свою неопределенность. Если она качнется в сторону еще большей нестабильности, то, вполне возможно, американские предложения республикам Центральной Азии о совместном обеспечении их безопасности (что, в частности, и предполагает создание базы или какого-то иного пункта западного силового присутствия) будут приняты.

Во-вторых, проект американской базы в регионе — не только военно-политический, но и коммерческий. Поэтому, как говорится, торг не только уместен, но и необходим. Сегодня как раз приходит время для таких торгов.

Очевидно, что Ташкент, Душанбе или Бишкек попытаются увязать проект базы с некими сопутствующими финансовыми условиями. Вот вокруг этого сюжета и будут происходить главные кулуарные дискуссии.

Думаю, если Вашингтон будет убедителен не только в риторике безопасности, но и в финансовом сопровождении инициативы, то американская, база в Центральной Азии рано или поздно появится.

Как Вы считаете, обсуждался ли данный вопрос в рамках визита в Москву Президента Таджикистана Эмомали РАХМОНА и в ходе турне главы МИД России Сергея ЛАВРОВА по республикам Центральной Азии?

Наверняка, и не только в этих случаях. Президент Таджикистана в последние два месяца является частым собеседником Кремля. Для Москвы важно сохранить свое приоритетное военно-политическое влияние в Таджикистане. А сегодня особенно.

В свою очередь, внимание и поддержка Москвы имеет важное значение для Эмомали РАХМОНА.

По слухам, осенью в Таджикистане не исключен долгожданный транзит власти — передача президентских полномочий сыну действующего главы республики Рустаму.

Позиция России в этом вопросе имеет существенное значение, поскольку, опять-таки по слухам, ранее Кремль выступал против такой династической ротации в Таджикистане.

Однако сегодня ситуация меняется, в том числе, из-за афганских событий. Так что российское мнение вполне может измениться и Эмомали РАХМОН уступит кресло Президента Таджикистана своему наследнику.

Насколько вероятно такое развитие ситуации, когда для усиления безопасности таджикско-афганской границы и, соответственно, своих южных рубежей на дальних подступах Россия увеличит свое военное присутствие в Таджикистане?

Вероятность такого развития событий является достаточно высокой. И дело не только в угрозах безопасности, исходящих от террористов в Афганистане. Обострение афганского кризиса это хороший повод для России «вернуться» в Центральную Азию, перезагрузить свое присутствие здесь.

Конечно, Москва всегда старалась поддерживать достойный уровень своего влияния в этом регионе. Однако в последние годы там не только существенно укрепились позиции Китая, но и появились новые амбициозные игроки — Турция, арабские страны, Иран, наконец, Евросоюз. Заметен рост внимания США и Великобритании к центрально-азиатскому «полюсу». Все это составляет конкуренцию российским традициям доминирования в регионе.

Москве сложно соперничать с китайскими, западными и арабскими инвестиционными и экономическими предложениями, которые делаются или могут делаться элитам республик Центральной Азии.

Однако у России есть что предложить на рынке обеспечения безопасности и обороны. Сегодня для таких предложений наступает самое благоприятное время.

Нынешняя ситуация в Афганистане создает хорошие условия для новой успешной игры Москвы в центральноазиатском регионе. Думаю, российская сторона использует их максимально.

 

* — террористическая организация, запрещена в РФ.

АКТУАЛЬНО