Исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол ПАШИНЯН предложил разместить по всей протяженности границы с Азербайджаном российских пограничников, что позволит провести работы по демаркации и делимитации границы без риска военных столкновений.
Еще одним возможным решением остро стоящего вопроса безопасности, по словам ПАШИНЯНА, может быть размещение на границе мониторинговой миссии ОДКБ.
Заявление господина ПАШИНЯНА совпадает с той позицией, которую я ранее неоднократно озвучивал в СМИ — в нынешней ситуации возвращение долгожданного мира в регион возможно только при активном миротворчестве России.
А ситуация эта, к сожалению, продолжает оставаться напряженной, несмотря на итоги Второй Карабахской войны, зафиксированные в трехстороннем заявлении от 9/10 ноября 2020 года.
И в определенной степени по причине таковых: значительная часть армянского общества в силу объяснимых (хотя и необоснованных) причин болезненно переживает утрату ранее подконтрольных Еревану азербайджанских территорий и особенно в штыки воспринимает необходимость передать Баку определенных территорий в международно признанных государственных границах Армении, необходимых для формирования наземного коридора между «большим» Азербайджаном и Нахичеванской Автономной Республикой.
В свою очередь и отдельные группы азербайджанского общества не удовлетворены новым status quo, когда бОльшая часть Нагорного Карабаха осталась под контролем Еревана, хотя юридически считается территорией Азербайджана. К тому же есть и те, кто считает необходимым вернуть контроль над землями бывшего Эриванского ханства.
Ранее я говорил о том, что подписи лидеров Азербайджана и Армении под историческим документом от 9/10 ноября 2020 года, само появление которого стало возможно лишь благодаря посредничеству лидера России, не в состоянии в одночасье поменять мнение и позиции азербайджанского и армянского народов. Не исключал я и боестолкновений в зоне казавшегося погашенным Карабахского конфликта. Для предотвращения которых, собственно, и были срочно направлены в регион российские миротворческие силы.
Однако ситуация стала развиваться еще более трагично и боестолкновения в настоящее время происходят уже вне Карабахской зоны, на других участках границы. Отчасти из-за внутриполитического кризиса в Армении — внеочередные парламентские выборы не смогли его полностью погасить, оппоненты ПАШИНЯНА лишь изменили тактику.
Впрочем, в случае присуждения победы на минувших выборах партийному блоку Роберта КОЧАРЯНА и другим представителям т.н. «Карабахского клана», обстановка на армяно-азербайджанской границе была бы куда драматичнее.
Озвученное господином ПАШИНЯНОМ решение не нравится не только части азербайджанского общества, имевшего планы «дойти до Еревана». Против выступают и армянские радикалы, жаждущие реванша и новой оккупации азербайджанских земель.
Важно понимать: данное решение совершенно законно в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членом которой является Армения, и единственно верное на сегодня, поскольку позволит принести мир на Южный Кавказ и максимально предотвратить новые возможные жертвы с обеих сторон.
Впрочем, для этого должна быть создана достаточно широкая приграничная полоса со стороны Армении, из которой выведены подразделения Вооруженных сил Армении и других силовых ведомства, а контроль перешел к российским миротворцам и пограничникам.
Не стал бы исключать, что Анкара может предложить Баку аналогичную помощь в рамках сотрудничества Вооруженных сил Азербайджана и Турции. Тем более, как мы знаем, в настоящее время ведутся активные консультации о расширении сотрудничества военных ведомств двух стран, которое уже представляют как создание объединенной тюркской армии.
Одновременно с этим, полагаю, при посредничестве России стоит уже начать переговоры между Баку и Ереваном, предметом которых станет определение государственных границ, а также передачи под контроль Азербайджана не только необходимой для формирования Зангезурского коридора части Сюникской области, но и спорных территорий Гегаркуникской области.
В обмен на признание за Арменией всей или определенной части территории Нагорного Карабаха, и так сегодня остающейся под контролем Еревана.