О ФИНАНСОВЫХ ПРЕТЕНЗИЯХ ЕВРОСОЮЗА К РОССИИ НА 290 МЛРД ЕВРО

О ФИНАНСОВЫХ ПРЕТЕНЗИЯХ ЕВРОСОЮЗА К РОССИИ НА 290 МЛРД ЕВРО
84

Евросоюз предъявил России финансовые претензии на 290 млрд евро за проведение Кремлем политики импортозамещения. Данная сумма — это примерно 20% ВВП, во столько в 2019 году европейские чиновники оценили объем российских госзакупок, от которых они оказались отрезаны.

Пока между Россией и Евросоюз идут консультации по линии ВТО. Вскоре схожий процесс начнется и с США. Консультации могут растянуться на годы. Аргументы России Евросоюз традиционно не принимает и строит из себя святошу, уверяя, что:

  • Его санкции не нарушают нормы ВТО так как касаются доступа России к рынкам технологий и финансов, тогда как российские ограничения бьют по товарному экспорту.
  • Его ограничения не нарушают нормы ВТО, так как он использует нетарифные ограничения и часто «хоронит» вопросы в процессе бюрократической волокиты (например, с вакциной «Спутник V»).

Пенять Евросоюзу бесполезно — там свято уверены в собственном моральном превосходстве, которое еще и подкрепляется ощущением упущенной выгоды.

Собственно, с Россией Евросоюз хочет сделать то же, что и с Украиной — получить доступ к ее госзакупкам, без которых невозможно развивать отечественную экономику: в России госзакупки обеспечивают до половины спроса на дорожно-строительную технику, без них нет смысла развивать микроэлектронику и производство детских товаров.

К использованию госзакупок как инструменту формирования спроса и развития промышленности хотела прибегнуть Украина: начать с 25–45% локализации, а к 2024 году прийти к 40–55% локализации, необходимых для участия в процедуре госзакупок. Но, столкнувшись с давлением по линии США и Евросоюза, свои желания скорректировали до жалких 10% на 2022 год с правом ежегодного повышения на 10% или уменьшения на 5%. А из требований вывели США и Евросоюз, чья доля в госзакупках от 20 до 50%. Так что украинская локализация не имеет никакого смысла.

В любом случае, 290 млрд евро или 20% ВВП — это нереальные деньги. Во сколько свой «ущерб» оценят США пока не ясно, но сумма тоже пойдет на десятки миллиардов долларов.

Если речь пойдет об «обилечивании» России на такие деньги, то легче выйти из ВТО — промышленность от этого только выиграет, а сырьевые товары — энергоносители, зерно, металлы — Европа и без того продолжит покупать у России.

Все равно – на фоне новой «холодной войны» – дело идет к распаду мировой экономики на кластеры, где активная торговля будет идти между странами одного блока, а Россия и Евросоюз с США явно окажутся в разных военно-политических и экономических блоках.

Иван ЛИЗАН, редактор портала «Сонар-2050».

АКТУАЛЬНО