ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — КЛЮЧ К РАСШИРЕНИЮ ЕАЭС

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — КЛЮЧ К РАСШИРЕНИЮ ЕАЭС
121

Решение продовольственного вопроса — это ключ к расширению Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В первую очередь, необходимо подумать о согласовании подходов к обеспечению продовольственной безопасности на национальном, внутрисоюзном и глобальном уровнях.

Решение этой задачи предполагает разработку Концепции общей продовольственной безопасности для государств ЕАЭС-СНГ-ШОС.

Государства «евразийской пятёрки» имеют свои доктрины продовольственной безопасности, помимо ЕАЭС входят в СНГ и некоторые из них являются членами ШОС.

Во-вторых, в ЕАЭС важно определиться с конкретными механизмами реализации продовольственной политики, с соотношением регионализации («умная специализация») и глобализации (расширение на внешние рынки). В реальности эти механизмы способны усилить продовольственный и экономический потенциал ЕАЭС в целом.

«Умная специализация» позволяет каждому государству заниматься производством того, что выгодно и не конкурировать между собой внутри ЕАЭС. Но такая история не работает, когда наступает кризисная ситуация. Например, пандемия или введение экономических санкций против участников объединения.

При возникновении таких негативных сценариев защитным барьером могут стать специальные резервные продовольственные и промышленные фонды для борьбы с ростом внутренних цен на продукты. О создании фондов на Петербургском международном форуме (ПМЭФ-2022) говорил глава коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил МЯСНИКОВИЧ.

Странам ЕАЭС нужен открытый для всех участников запас продуктов, сформированный с учётом мнения всех сторон. С указанием товарных позиций и объёмов продукции.

Планируется, что первые фонды будут созданы для зерна и мясомолочной продукции. При необходимости в них можно будет осуществлять товарные интервенции и закупать необходимые объёмы соответствующей продукции.

Глобализационный механизм позволяет ЕАЭС расширится на внешних рынках в формате Большой Евразии. И здесь необходимо обратить внимание, по меньшей мере, на три момента.

Первый. Происходит объединение усилий ЕАЭС и ШОС. Во-многом это взаимовыгодный экономический процесс. Уже согласован план общих мероприятий на 2022-2025 годы. Окончательная редакция документа, вероятнее всего, будет одобрена и принята в сентябре во время саммита ШОС в Самарканде.

По официальным данным, товарооборот ЕАЭС и стран ШОС, не входящих в Союз, в 2021 году увеличился на 25% по сравнению с 2019 годом и достиг почти 200 млрд долларов. Это результат совместной работы, предполагающей сопряжение в транспортно-логистической сфере, а также в области технического регулирования.

Второй. Подписание соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Индонезией. Индонезия может стать ключевым партнёром ЕАЭС в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Если обратиться к данным статистики, то они более чем убедительные. Торговый оборот ЕАЭС с Индонезией в 2021 году вырос на 41,5%, до 3,7 млрд доллров по сравнению с 2020 годом. Индонезия является крупнейшей экономикой в АСЕАН и четвертой по численности населения страной в мире.

Третий. Присоединение Ирана к ШОС. В Самарканде будет подписан меморандум об обязательствах Ирана как члена ШОС. Иран может предложить своим партнёрам новые рынки сбыта и обеспечить их энергетические потребности. В контексте сопряжения потенциалов ЕАЭС и ШОС у государств «евразийской пятёрки» открываются новые возможности расширится и в этом направлении.

Артур СУЛЕЙМАНОВ, Центр геополитических исследований «Берлек-Единство».

АКТУАЛЬНО