Казахстанское государство, неоднократно доказавшее свою доброжелательность по отношению к Грузии, сегодня переживает непростой период. Новый 2022 год для казахского народа начался трагически.
На этом фоне совершенно неприемлемы поспешные заявления и комментарии, сделанные в Грузии. Вместо того, чтобы лицемерно заботиться о казахстанской демократии, лучше увидеть реальность и сделать выводы из этого.
Реальность такова:
Граждане Казахстана являются абсолютно свободными людьми и имеют возможность свободно протестовать. Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ по собственной инициативе уже более года проводит либерализацию законодательства, регулирующего проведение митингов и демонстраций. Именно этим правом воспользовались жители западных регионов республики, прежде всего, в городе Жанаозен Мангистауской области, когда 2 января начались акции протеста.
У этих выступлений был серьезный повод — удвоение цен на сжиженный природный газ с нового года, что, в свою очередь, было обусловлено требованиями рыночной экономики. Минувший 2021 год ознаменовался резким ростом цен на энергоносители по всему миру, и когда казахстанские производители вывели сжиженный природный газ на международную биржу, это автоматически привело к удвоению цен на внутреннем рынке.
Президент ТОКАЕВ, установивший в Правительстве Казахстана принцип «слушающего государства», или принцип того, что государство слышит и учитывает мнение народа, незамедлительно отреагировал на протесты, начавшиеся 2 января.
По его поручению кабмин обсудил вопрос и уже 4 января принял решение о том, что граждане Казахстана снова будут покупать сжиженный природный газ по старой цене — по 50 тенге за литр, что гарантируется Правительством Казахстана.
Власти освободили всех участников акций 2-4 января, задержанных за административные правонарушения. Кроме того, государство занялось расследованием вопроса — а не имели-ли место какие-либо тайные сделки среди реализаторов сжиженного газа.
Естественно, волна протестов вскоре спала бы и люди вернулись к привычному ритму жизни, если бы не провокаторы, которые намеренно начали распространять дезинформацию и тут же перешли к насильственным действиям. Все это вызвало замешательство и обстановка накалилась.
На смену мирным протестующим в Актау и Алматы пришли криминальные элементы, за которыми последовали исламистские экстремисты, обученные внешними силами. Все оказалось скоординировано частью так называемых НПО, злоупотребляющих демократическим устройством государства Казахстан.
Да, если и обвинять казахстанское руководство в чем-то, то это лишняя демократия, а не антидемократия, как ее распространяют недоброжелатели в Грузии.
Правительство Казахстана давно должно было принять жесткие меры в отношении таких НПО и жестко ограничить неформальное распространение экстремистских идеологий. Также надо было проводить более жесткие меры в отношении криминала. Но мы не можем обвинять власти, особенно президента ТОКАЕВА, в том, что они вели Казахстан к авторитаризму или даже к диктатуре. Это обман.
Если бы руководство Грузии слышало голос народа так, как это делает руководство Казахстана, то мы бы не переживали бесконечный рост цен на электроэнергию, газ и прочие коммунальные услуги…
Еще одна проблема, которую следует отметить. Некоторые в Грузии начали скулить из-за призыва Президента Казахстана к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) прийти на помощь. Да, когда речь идет о международном терроризме, и президент ТОКАЕВ, похоже, имел причину заявить именно о терроризме, суверенное государство имеет полное право обращаться к военному блоку, членом которого оно само является.
Контингент ОДКБ и российской армии ограниченный (всего до трех тысяч человек) и он будет дислоцирован на стратегических объектах, с функцией охраны этих объектов. Чего стоит один лишь космодром Байконур, который имеет большое значение не только для Казахстана и России, но и для всего мира. Эти и подобные им объекты, которых в Казахстане немало, нуждаются в особой охране.
Именно эти функции будут выполнять Россия и другие союзники Казахстана, их военные будут находиться в стране определенный период времени и не будут принимать непосредственного участия в антитеррористических операциях, проводимых казахстанскими силовиками и правоохранителями.
10 января в Казахстане объявлено днем траура. Мои искренние соболезнования казахстанскому народу, и я верю, что дружественное нам государство, в конце концов, выйдет из этого кризиса сильнее.
Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ, руководитель аналитического центра «Институт Евразии», политолог.