Монголия — одна из тех стран Азии, где в государственном управлении можно наблюдать симбиоз западных демократических ценностей и восточных патриархальных традиций. Первое по большей части декларативно: выборы Президента и Парламента Монголии вроде бы регулярно проводятся с формальным соблюдением процедур, однако они лишь легитимизируют результат закулисных договоренностей и сражений между наиболее влиятельными улусами.
При этом вертикаль власти в Монголии столь же традиционно коррумпирована и в целом криминализирована, а кадровая политика вертикали преимущественно основана на семейственности. Что также является традицией.
Эти особенности учитывают три основных игрока за влияние в Монголии: Россия, Китай и США. Хотя последние и пытались насадить Улан-Батору свои правила, в чем совершенно предсказуемо потерпели фиаско, а период их влияния на Монголию был короток.
Сегодня Улан-Батор в большей степени ориентирован на Пекин, однако и Москва продолжает сохранять серьезное влияние.
Монголия не просто богата полезными ископаемыми — она располагает крупнейшими в регионе запасами различных руд, ценных металлов и углеводородов — того же угля, ставшего в буквальном смысле камнем революции сегодня. Экспорт угля — один из ключевых источников дохода как национального бюджета Монголии, так и личных бюджетов тех, кто имеет счастье быть причастен к этому процессу (выше говорил о коррупции и криминале).
Поэтому вполне объяснимо стремление других монгольских групп влияния «сесть» на угольные потоки. Однако по собственной воле никто им эту золотую кормушку не уступит. Вот и приходится разжиревших на угольном бизнесе чиновников выкидывать из их кабинетов в буквальном смысле.
При этом уровень жизни населения Монголии оставляет желать лучшего, что позволяет политическим интересантам оптом скупать студентов и молодежь в целом для участия в антиправительственных митингах, протестах и погромах. Со временем это может стать одним из основных источников дохода для этих людей — как, к примеру, мы можем наблюдать последние годы в той же Армении или Киргизии.
Поскольку очевидно, что США воспользуются угольными волнениями для раскачивания политической нестабильности и попытки организации очередной цветной революции с целью увести Монголию с орбиты Китая и России.
Но это возможно только в том случае, если Китай и Россия еще в зародыше не придушат революционную ситуацию в Монголии. Однако ни Пекин, ни Москва не могут позволить себе такой оплошности, а потому оперативно окажут Улан-Батору всю необходимую помощь, вплоть до военной, даже несмотря на то, что у Монголии в ШОС пока лишь статус наблюдателя.