СМИ пишут о падении продаж на рынках ПК, ноутбуков, смартфонов и видеокарт по итогам 2022 года. Продажи ПК в прошлом году обвалились на 16% до 285,1 млн штук. Продажи смартфонов снизились на 11% до 1,2 млрд устройств. Продажи видеокарт в течение третьего квартала 2022 года упали до самого низкого уровня с 2005 года. Поставки видеокарт от NVIDIA упали на 40%, а продажи AMD снизились на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Прогнозы консалтинговые агентства дают негативные, сетуют на то, что в этом году рынки не восстановятся. Что в случае с ПК, что в случае со смартфонами это «падение» не более чем откат рынков до показателей 2019 года. То есть речь идёт не столько о падении, сколько о нормализации.
А почему они нормализовались?
Во-первых, в ходе локдаунов миллионы граждан и сотни тысяч организаций затарились компьютерной техникой: она помогала им скрашивать сидение в четырёх стенах и давала возможность работать на удалёнке. Теперь, когда сидеть в четырёх стенах не обязательно даже в Китае, у людей появились десятки других видов активности, ранее бывшие недоступными.
Во-вторых, у людей стало меньше денег не только из-за сползания десятков национальных экономик в кризисы, но и в силу необходимости удовлетворять отложенный спрос на товары и услуги, в которых они себя ограничивали. Те же китайцы теперь мотаются со скоростью электровеника по стране и сидят в кафешках.
В-третьих, потребление стало более осознанным в силу приближающегося заката экономики потребления. Скорость научно-технического прогресса сильно замедлилась: функционал флагманского смартфона 2019 года принципиально ничем не отличается от флагманского смартфона 2022 года, а видеокарта GTX 1060, выпущенная в 2015 году позволяет играть примерно в те же игры, что и GTX 3050 произведенная в 2020 году (не считая пары чисто визуальных примочек, которые видно под лупой). А раз нет никакого прорывного функционала, то зачем платить не просто больше, но и чаще?
В случае с видеокартами, так вообще всё прозаично: в очередной раз закончился майнинговый бум, а на рынок выплеснулись б/у видеокарты.
Поэтому рынки электроники погружаются в кризисы, а корпорации, её производящие, жалуются на тяжёлую жизнь. Проблема не в том, что потребители и экономики не такие, а в том, что главным стимулом для роста вычислительной мощности потребительской электроники стала кривизна рук программистов, которые перестали заморачиваться с оптимизацией их софта.
Иван ЛИЗАН, руководитель аналитического бюро проекта «Сонар-2050».