Уход из России иностранных зернотрейдеров открывает перспективы для отечественного бизнеса

Уход из России иностранных зернотрейдеров открывает перспективы для отечественного бизнеса
297

О планах уйти из России заявили два крупнейших иностранных зерновых трейдера — канадская Viterra и американская Cargill. Они входят в шестёрку крупнейших экспортёров российской пшеницы. Кому достанутся компании не ясно, но в декабре прошлого года интерес к компаниям проявлял производитель удобрений «Уралхим».

Viterra вместе с «Деметра-холдинг» («дочка» ВТБ) управляет терминалом в порту «Тамань» мощностью 5 млн тонн зерна в год, а также владеет терминалом в Ростове-на-Дону на 1,5 млн тонн зерна в год. У Cargill доля в терминале в Новороссийске мощностью 6 млн тонн в год.

Именно на Cargill с Viterra в декабре прошлого года коллективно пожаловались Президенту России губернаторы Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев.

В жалобе указывалось, что трейдеры выкупали 30% экспортного зерна у производителей и ещё 40% в портах, что обеспечивало им монополию в трёх регионах России. При этом трейдеры занижали закупочные цены на зерно, продавая его на внешних рынках уже за полную стоимость. Судя по тому, что Viterra по итогам 2022 года нарастила выручку до 80,7 млрд рублей против 69,9 млрд рублей годом ранее, губернаторы были не так уж неправы.

Губернаторы предлагали ограничить долю прямого и косвенного участия нерезидентов в компаниях АПК, прежде всего нерезидентов, на уровне 20%, а также обязать российских владельцев предприятий АПК перенести головные компании из иностранных юрисдикций в российскую.

Плюс в сентябре прошлого года глава ВТБ Андрей КОСТИН предлагал запретить представителям недружественных стран закупать в России зерно и масличные.

В «мирное» время ни Cargill, ни Viterra с российского рынка не ушли бы. Но тут, видимо, совпал комплекс факторов.

Во-первых, жалоба со стороны губернаторов не могла не остаться без реакции из Москвы. Какой она была не ясно, но её эффект вполне понятен. Не остались без реакции предложения ВТБ и «Уралхима». Последний так и вовсе предупреждал о планах Cargill и Viterra уйти из России.

Во-вторых, крупные компании независимо от отрасли экономики так или иначе продолжают выдавливать с российского рынка. Давят как извне, так и изнутри те, с кем эти компании конкурируют. Государство в этой истории явно на стороне национального капитала: продать бизнес в России компании из недружественных стран могут с дисконтом не менее 50%, а с недавних пор обязательной при продаже стала уплата сбора в федеральный бюджет.

В-третьих, на фоне отсутствия прогресса в исполнении зерновой сделки и неясных перспектив с её продлением, власти сочли нецелесообразным и дальше терпеть в России иностранных зернотрейдеров, сделав выбор в пользу суверенизации зерновой торговли. Тем более, что вывозить зерно есть кому, экспорт не пострадает.

Регионам и производителям уход Cargill и Viterra в радость — появятся шансы внести коррективы в модель ценообразования.

Плюс от нового бизнеса не откажутся гиганты рынка по типу упомянутого «Уралхим»: чем больше компания, тем меньше вероятность её попадания в санкционные списки, так как больших стараются не трогать, особенно если они контролируют стратегические отрасли экономики, от работы которых зависит ещё кто-то помимо России.

Стоит отметить мирный характер этой истории. На Украине в прошлом году николаевского латифундиста Алексея ВОДАТУРСКОГО просто ликвидировали ударом ракеты по спальне, когда делили зерно, портовые мощности и речной флот его агрохолдинга «Нибулон».

Иван ЛИЗАН, руководитель аналитического бюро проекта «Сонар-2050».

АКТУАЛЬНО