Диверсификация источников электроэнергии является одним из важных приоритетов энергетической политики Узбекистана. Такого мнения придерживается независимый эксперт по странам Центральной Азии Олег ГОЛИШНИКОВ.
«Ставка на развитие наряду с традиционными альтернативных источников энергии, на мой взгляд, является обоснованным и стратегически правильным решением. Другое дело, что есть определенные сложности с практической реализацией этой политики. К тому же на данный момент есть понимание, что альтернативные источники энергии, в том числе солнечная и ветряная энергетика, пока не могут полностью заменить традиционные углеводороды. По цене и мощности они по-прежнему проигрывают, в чем-то их возможности даже сильно преувеличиваются»,
— считает Олег ГОЛИШНИКОВ.
При этом, по словам эксперта, экологически чистая и дешевая энергия — это то, к чему должны стремиться все страны. И дальнейшее развитие альтернативных источников энергии, усиление их конкурентоспособности за счет внедрения передовых технологий играет в этом важную роль. Это вопрос будущего.
В этом плане Узбекистан уже больше четырех лет изучает возможности по созданию собственной атомной электростанции (АЭС) с использованием российских технологий, двигаясь в рамках нового международного тренда на развитие мирного атома. Сегодня все больше стран в мире выбирают в качестве стабильного и относительно дешевого источника электричества АЭС, которая к тому же не создает выбросов в атмосферу.
Здесь важно понимать, что для базовых энергоемких отраслей — металлургии, химической, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, которые сегодня активно развиваются в Узбекистане, оптимальными источниками генерации являются атомные и парогазовые установки. При этом первые в состоянии не только стабильно работать не менее 60 лет, но и намного меньше зависят от поставок топлива, при том, что наша страна богата урановыми ресурсами. Выработка того же объема энергии за счет солнца и ветра в круглосуточном режиме и в больших мощностях не только затратна ввиду необходимости постоянно обновлять аккумуляторные батареи, но и не всегда возможна в целом.
«Проект строительства АЭС в Узбекистане, который планируется реализовать с участием России, является флагманским. Его обсуждение ведется уже несколько лет и переговоры до сих продолжаются. Ключевым вопросом в этом направлении, как отмечали летом 2022 года представители узбекской стороны, остается вопрос оптимизации затрат на строительство. Реализация проекта числится в повестке переговоров, в том числе на высоком уровне. В декабре 2022 года премьер-министр России Михаил МИШУСТИН на встрече с премьер-министром Узбекистана Абдуллой АРИПОВЫМ призвал к ускорению его реализации»,
— напоминает Олег ГОЛИШНИКОВ.
Практическая реализация проекта, отмечает эксперт, сдвинется с мертвой точки, как только стороны придут к взаимоприемлемым решениям, которые будут отражены в контракте. При этом ГОЛИШНИКОВ не исключает, что власти Узбекистана просчитывают возможные политические риски на фоне наблюдаемого давления на Россию со стороны Запада.
Однако очевидно, что активизация многих совместных проектов в энергетике была вызвана тем катастрофическим положением, в котором оказался Узбекистан во время аномальных холодов. По словам ГОЛИШНИКОВА, этой зимой с энергокризисом столкнулись многие страны Центральной Азии, в том числе Узбекистан.
«По большому счету, причины во многих странах схожи, в числе главных — дефицит некоторых видов энергоресурсов, недостаточный уровень модернизации и создания новой энергетической инфраструктуры на фоне стремительного роста потребления энергии из-за растущего населения и экономик стран региона. Также особого внимания требуют вопросы борьбы с коррупцией, халатностью чиновников и отсутствием культуры энергосбережения среди населения»,
— рассуждает Олег ГОЛИШНИКОВ.
Именно поэтому, по его словам, страны Центральной Азии сегодня активно прорабатывают совместные проекты по преодолению нехватки электроэнергии и газа. Из того, что делается сейчас, добавил собеседник, можно отметить взаимодействие, которое наметилось между Узбекистаном, Казахстаном и Россией в газовой сфере. Речь идет о договоренностях между российским «Газпромом», Правительством Казахстана и Министерством энергетики Узбекистана о поставках российского газа в страны Центральной Азии с возможностью дальнейшего транзита в Китай.
«В Узбекистане сейчас предпочитают говорить об этом сотрудничестве, как не о газовом союзе, а о коммерческих контрактах по импорту российского газа через территорию Казахстана. В этом направлении Узбекистан опирается, прежде всего, на национальные интересы, делая ставку на прагматичное сотрудничество в газовой сфере. Безусловно, на первом месте задача по восполнению дефицита газа на внутреннем рынке. Что касается возможностей наращивания экспортных мощностей по газу, то это зависит от условий договоренностей, к которым придут сторон»,
— замечает Олег ГОЛИШНИКОВ.
По его мнению, не стоит забывать и о схожих проектах в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где Узбекистан пока имеет статус наблюдателя, однако его связи и торговые отношения со странами организации крепнут год от года.
«В сфере энергетики Узбекистан сотрудничает со многими странами, в том числе со странами Евразийского экономического союза. Что касается создания в рамках ЕАЭС единого газового и электроэнергетического рынка, то эта инициатива, как представляется, на данный момент касается только членов организации. О возможности подключения к этому рынку Узбекистана, который является наблюдателем при ЕАЭС, пока говорить преждевременно. Для начала, на мой взгляд, нужно понаблюдать как страны ЕАЭС сформируют единый газовый и электроэнергетический рынок, и на каких условиях он будет функционировать»,
— подчеркивает Олег ГОЛИШНИКОВ.
По материалам Podrobno.Uz.