«Нью-Делийская декларация» зафиксирует усиливающуюся роль ШОС в Евразии

«Нью-Делийская декларация» зафиксирует усиливающуюся роль ШОС в Евразии
248

В столице индийского штата Гоа — Панаджи — 4-5 мая 2023 года состоялось очередное заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС). Эта встреча стала подготовкой к предстоящему саммиту лидеров ШОС, который запланирован на 3-4 июля в Нью-Дели.

В заседании СМИД ШОС приняли участие главы внешнеполитических ведомств России (Сергей ЛАВРОВ), Казахстана (Мурат НУРТЛЕУ), Кыргызстана (Жээнбек КУЛУБАЕВ), Узбекистана (Бахтиёр САИДОВ), Таджикистана (Мухриддин СИРОДЖИДДИН), Китая (ГАН Цинь), Индии (Джайшанкар СУБРАМАНЬЯМ), Пакистана (Зардари БИЛАВАЛ), а также Генеральный секретарь ШОС (ЧЖАН Мин) и директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС (Руслан МИРЗАЕВ).

При этом вопросы, которые поднимались на министерской встрече, свелись к трём основным темам: подготовке саммита, расширению организации и противодействию угрозам из Афганистана на пространство ШОС.

Все они играют важную роль в международных отношениях на евразийском пространстве, способствуют фиксации подходов сторон по ключевым аспектам развития организации и актуальным проблемам глобальной/региональной повестки.

Расширение ШОС

На июльском саммите Иран официально станет полноправным членом ШОС. Ещё в сентябре прошлого года Тегеран подписал меморандум о вступлении, а в ноябре его ратифицировал иранский парламент (Меджлис). Вступление Ирана в ШОС способствует формированию «азиатского диалога» в новом формате.

В географическом плане Иран соединяет регионы ШОС (Центральная Азия, Южная Азия, Западная Азия, Каспий, Кавказ) и этот фактор нельзя оставить без внимания. Добавим, что через Иран проходят важные транспортные коридоры («Север-Юг», «Пояс и Путь»), а его энергетические возможности способны усилить сырьевую компоненту организации.

По данным Таможенного управления Ирана (IRICA) товарооборот со странами ШОС в прошлом году составил 40,98 млрд долларов (из результатов исключён экспорт сырой нефти). Этот показатель выше на 10,26% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Главными торговыми партнерами Ирана среди стран ШОС стали Китай, Индия, Россия, Пакистан. В военно-политическом аспекте такое решение позволит повысить потенциал ШОС в поддержании стабильности и безопасности в различных частях Азии.

В марте 2023 года в акватории Аравийского моря начались трехсторонние военно-морские учения «Морской пояс безопасности-2023» с участием ВМФ России, ВМС Китая и Ирана. Целью этих учений стала демонстрация готовности стран-участниц поддерживать безопасность и обеспечивать стабильность в регионе.

Очевидно, что Тегеран намерен расширить своё участие в военных учениях с государствами-членами ШОС.

«Иран стремится активнее сотрудничать с членами ШОС в таких областях, как проведение совместных военно-морских учений и обмен информацией в сфере безопасности, в том числе борьбы с терроризмом»,

— говорил в апреле Министр обороны Ирана Реза АШТИЯНИ.

Вступление Белоруссии в ШОС — это, вероятнее всего, уже решённый вопрос. Остаются только технические моменты, которые будут к июню успешно преодолены. Белоруссия с 2010 года является партнером по диалогу ШОС, а с 2015-го имеет статус наблюдателя. В 2022 году была начата процедура приема республики в члены организации: для этого нужно подписать и ратифицировать меморандум, а затем присоединиться к ряду документов.

В феврале 2023 года Президент Белоруссии Александр ЛУКАШЕНКО одобрил меморандум об обязательствах республики по получению статуса члена Шанхайской организации сотрудничества.

«Мы поставили перед собой амбициозную цель — пройти путь по вступлению в члены Организации до саммита в Дели. Это будет хороший опыт для других»,

— отметил Александр ЛУКАШЕНКО.

Будучи полноправными членами ШОС, Иран и Белоруссия могут сыграть важную роль в конструировании общих норм и ценностей ШОС, ориентированных на принципы «многополярного мира», «справедливого мироустройства» и «антиколониального движения».

Это важный политический тренд конфигурации ШОС, который с каждым годом набирает обороты, становится более явным и публичным, и со временем будет вызывать серьёзную обеспокоенность со стороны «коллективного Запада». Но сделать с этим они ничего не могут. Сегодня активно идут процедуры для приёма ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, Мальдив и Мьянмы в качестве новых диалоговых партнёров ШОС.

ШОС — Афганистан

С 2012 года Афганистан имеет статус наблюдателя в ШОС и в течение девяти лет предпринимала попытки стать полноправным членом организации. Политическая ситуация в Афганистане изменилась после сентября 2021 года, когда на смену проамериканской администрации пришел «Талибан» (организация признана террористической и запрещена в России). Это заметно осложняет процесс вступления Афганистана в ШОС, поскольку в настоящий момент остаётся неясным статус действующего политического режима. Страны ООН не имеют официальных дипотношений с республикой.

Текущий расклад не выгоден ШОС. В связи с чем предпринимаются попытки достичь в этом вопросе определённого прогресса.

Во-первых, предлагается активизировать работу контактной группы «ШОС — Афганистан». Ключевой установкой является то, что афганской проблематикой должны заниматься соседи (страны ШОС), а не внерегиональные игроки. С официальным уходом американских военных такая возможность появляется.

Во-вторых, ШОС, заинтересованная по объективным причинам во внутриполитической стабильности Афганистана, становится координирующей структурой в республике. Но к этому необходимо ещё прийти.

Вероятность того, что ООН снимет санкции против Афганистана в текущих условиях приближены к нулю. Поддержка со стороны ШОС не решит эту проблему. Изменение политического режима в Афганистане тоже маловероятно. Поэтому дипломатия ШОС сейчас концентрируется на поиске путей решения региональных проблем, но без формального изменения статуса Афганистана.

Вывод

Развитие ШОС до последнего времени носило динамичный, но сдержанный характер. Без особых ускорений и трансформаций. Однако резкое обострение отношений между странами по текущим конфликтам, откровенное оправдание Западом «своей привилегированности» над мировым сообществом («Сад БОРРЕЛЯ», «Интересы золотого миллиарда») заметно изменили геополитический расклад в мире. И эти конфликты нельзя рассматривать в отрыве от геополитического контекста.

ШОС переформатируется в опорную организацию Большой Евразии, вызывающую интерес в разных регионах мира.

Дальнейшее расширение ШОС способно вызывать дискуссионные моменты, но они существенно не повлияют на прогрессивное развитие организации. Примером служат непростые отношения между Индией и Пакистаном.

Нормализация этого сотрудничества станет, действительно, примером для многих государств. В условиях возрастающего международного внимания к ШОС требуется современное осмысление организации, основанное на понимании четырёх аспектов: «общие подходы», «расширение», «сопряжение», «афганский вопрос».

Принятие «Нью-Делийской декларации» зафиксирует усиливающуюся роль ШОС в Большой Евразии. Это не последний документ организации, но он необходим для дальнейшего поступательного развития ШОС.

Артур СУЛЕЙМАНОВ, Центр геополитических исследований «Берлек-Единство».

АКТУАЛЬНО