В России пристально следили за первым туром президентских выборов в Турции — стране, в которой многие соотечественники привыкли проводить отпуска, а потому многие там бывавшие считают ее близкой и понятной.
Знакомые турки ждали этих изменений, тогда как большинство россиян полагало, что «все останется как есть», ведь не может же Реджеп Тайип ЭРДОГАН проиграть, раз так давно и крепко держит власть. Пока не проиграл, но все к тому идет. Так что опыт Турции может оказать определенное влияние на тех, кто привык к фактору несменяемости власти, как некоей данности.
Учитывая, что подобные изменения происходят и в других странах Балканского полуострова, например в Черногории (где выборы проиграл Мило ДЖУКАНОВИЧ, руководивший республикой более 30 лет), создается ощущение, что даже в далеко не самых демократических странах вполне возможна смена правящих элит через такой инструмент как демократические выборы, без всяких цветных революций.
Конечно, Турцию еще ждет второй тур, в котором Реджеп Тайип ЭРДОГАН имеет меньше шансов на победу, чем его оппонент Кемаль КЫЛЫЧДАРОГЛУ. И если он пойдет на крайние меры, которые позволят ему одержать победу, но она будет поставлена под сомнение, тогда вероятен сценарий массовых протестов.
Однако против ЭРДОГАНА уже объединилась часть турецких элит во главе с мэрами крупных городов: Стамбула, Анкары и Измира. Т.е. фактически за КЫЛЫЧДАРОГЛУ выступает наиболее богатая часть элит и опора на бедные регионы Турции лишь столкнет лбами город и село.
Пока еще действующий Президент Турции ЭРДОГАН потерял поддержку не за счет интриг, а в результате падения экономики (лира обесценилась почти в 2,5 раза, выросла безработица), а также усталости прогрессивной части населения от религиозных интервенций и отхода от светско-кемалисткой политики. Собственно, именно поэтому городское образованное население Стамбула и Анкары поддержала республиканца, который предложил вернуться к заветам Кемаля АТАТЮРКА.
При этом ЭРДОГАН (правящая Партия справедливости и развития — прим.) выиграл парламентские выборы, получая контроль над 322 из 600 мест в парламенте.
Поэтому если нынешний Президент Турции и проиграет во втором туре, то вместо попытки победить любой ценой (что наверняка вызовет неприятие населения и возможный путч), ему было бы логичнее отступить и сосредоточиться на политической борьбе через парламентские механизмы. Тем более, что оппозиция получит проблемную экономику и вряд ли сможет справиться с теми кризисами, которые не смог преодолеть ЭРДОГАН.
В этом случае он может претендовать на реванш в следующем сезоне, который вполне может наступить досрочно. Тем более, что ЭРДОГАНУ всего 69 лет, а КЫЛЫЧДАРОГЛУ — 74, т.е. через пять лет они как раз «сравняются» в возрасте.
Илья ГРАЩЕНКОВ, генеральный директор Центра региональной политики.