Поднятие флагов Российской империи, СССР и Российской Федерации 17 июня 2023 года в Санкт-Петербурге в определенной степени оказалось знаковым событием. Его смысл очевиден — это стало своеобразным символом преемственности различных этапов отечественной истории в целом и российской государственности — в частности. В условиях отсутствия четко очерченной идеологической основы такие акции особенно важны, так как задают хотя бы общие смыслы и координаты того политического пространства, в рамках которого все мы сейчас находимся.
Вместе с тем, не думаю, что данное событие каким-то существенным образом повлияло на массовое сознание россиян.
Во-первых, оно не получило необходимого для этого очень широкого освещения в традиционных СМИ.
Во-вторых, вызванная им информационная волна буквально через несколько дней была напрочь перебита новостями, связанными с «походом на Москву» подразделений ЧВК «Вагнер».
И, наконец, в-третьих, само по себе поднятие флагов вряд ли способно что-то радикально изменить в отношении граждан к происходящему.
Повторюсь, это был исключительно символический акт, не более того. Без соответствующего подкрепления «реальными» решениями и инициативами все это, к сожалению, может очень быстро утратить свое первоначальное значение и превратиться всего-навсего в одну из многих туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга.
В каком-то смысле эта акция, естественно, внесла свой вклад в дискуссию об исторической преемственности развития нашего государства. Однако вряд ли можно говорить о том, что тем самым в этих спорах была поставлена точка.
Позиция нынешнего Президента России по этому вопросу хорошо известна. А вот что будет дальше, пока не совсем понятно. Хотелось бы надеяться, что зафиксированный этой акцией тренд на преемственность трех исторических вариантов российской государственности сохранится и в обозримой временной перспективе пересматриваться больше не будет.
На данный момент наиболее вероятным сценарием мне видится сохранение существующих государственных символов нашей страны. При этом допускаю возможность отдельных изменений в этом плане после окончания СВО. Вполне возможно, что успешное для нас завершение этой войны (на мой взгляд, этот термин точнее всего характеризует происходящее) положит начало процессам, которые, в свою очередь, приведут к изменению государственной символики.
Вряд ли это будет «прямой» возврат чего-либо из прошлого, скорее, возможен более «мягкий» трансфер отдельных элементов дореволюционных или советских символов. Но в конечном итоге, повторюсь, все это зависит от того, в каком статусе Россия завершит нынешнее противостояние с Украиной и стоящими за ней странами Запада
Александр КАЗАКОВ, профессор кафедры политических наук Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО, доктор политических наук, доцент, эксперт Российского общества политологов (РОП).