Виталий АРЬКОВ: «Подписание мирного договора между Баку и Ереваном тесно увязано с другими историческими событиями на постсоветском пространстве»

Виталий АРЬКОВ: «Подписание мирного договора между Баку и Ереваном тесно увязано с другими историческими событиями на постсоветском пространстве»
356

После визита спикера Национального собрания (парламента) Армении Алена СИМОНЯНА в Париж из Елисейского дворца стали доноситься провокационные призывы. В частности, спикер Сената (верхней палаты парламента) Франции Жерар ЛАРШЕ призвал в своем Twitter-аккаунте «ускорить доставку оборонительного вооружения в Армению с целью обеспечения ее безопасности и немедленного открытия Лачинского коридора, соединяющего Армению и Нагорный Карабах».

Между тем, Франция уже объявила о поставке в Армению 50 единиц бронетранспортеров Sherpa Light, VAB MK3 и ACMAT Bastion, ракет Mistral Atlas-RC HHM.

Свою точку зрения на провокационное заявление французского политика, переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией — роль в этом Запада и России в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» изложил российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.

— Как Вы расцениваете призыв председателя Сената Франции Жерара ЛАРШЕ к французскому правительству предоставить Армении дополнительное оружие?

— В заявлении спикера французского Сената нет ничего сенсационного. Мы прекрасно помним, как во время Второй Карабахской войны официальный Париж проявлял двуличность, а после подписания трехстороннего Заявления 9/10 ноября 2020 года о прекращении огня доносились призывы французских политиков к политическому и военному руководству Армении продолжать боевые действия.

Вот и сейчас французские власти в целом и глава Пятой республики Эмманюэль МАКРОН в частности то изображают из себя голубей мира, предлагая свои услуги на переговорах между Азербайджаном и Арменией, то заявляют о поддержке реваншистских настроений части армянского общества.

Схожие действия месье МАКРОНА и компании мы наблюдаем также и в отношении украинского конфликта. В Москве соответствующие выводы уже сделали. Полагаю, что Баку также не оставит это заявление из Парижа без должного ответа. 

— Как известно, в последние месяцы наблюдается невиданная доселе активизация переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией сразу на трех переговорных площадках: Россия, США и Евросоюз. С чем это связано?

— Есть как объективные причины, так и субъективные. Мир меняется на наших глазах, он становится по-настоящему многополярным. Также множится число реальных транспортно-логистических проектов в Евразии, в часть из которых в силу географического расположения могут быть включены государства Южного Кавказа. И если Азербайджан и Грузия активно работают в данном направлении, то Армения до недавнего времени оставалась за бортом. Не столько из-за блокады, сколько из-за собственной самоубийственной захватнической политики по отношению к соседу, следствием которой и стала блокада.

Нельзя сказать, что Ереван на 180 градусов развернулся в политике — идеи реваншизма по-прежнему сильны и в армянском обществе, и на проспекте Баграмяна. Однако налицо позитивная динамика в «лечении хронической политической шизофрении».

Включение Армении в трансъевразийские мегапроекты невозможно без учета мнения Азербайджана и Турции, а оно напрямую зависит от реальных шагов Еревана в урегулировании Армяно-Азербайджанского конфликта. Важным этапом которого является подписание мирного договора.

Что до субъективных, то активизацию переговорного процесса откровенно искусственно подогревают Евросоюз, Франция и США. Им важно основательно закрепиться в регионе, для чего требуется ослабить влияние здесь Турции и, в первую очередь, России. Потому тот же Евросоюз в лице Шарля МИШЕЛЯ пытается подменить собой в переговорном процессе Россию в лице Владимира ПУТИНА.

В случае с Шарлем МИШЕЛЕМ еще и активный личный PR на миротворческой деятельности — не являются секретом его амбиции занять кресло генерального секретаря ООН.

— Несмотря на признание Арменией территориальной целостности Азербайджана и заверения в приверженности миру, армянская сторона периодически осуществляет вооруженные провокации против Азербайджана. С чем это связано — официальный Ереван не хочет мира?

— Во-первых, в армянском обществе сильны реваншистские настроения — это известный факт. И что серьезнее — с итогами Второй Карабахской войны несогласен армянский генералитет, этакая «партия войны». Позиции «партии войны» логично сильны в Армении — риск военного переворота остается стабильно высоким, и Никол ПАШИНЯН вынужден учитывать это, делая по переговорному процессу одни заявления в Москве или Брюсселе и совершенно другие (для местной публики) в Ереване. Причем, в Москве и Брюсселе он говорит разное, тоже пытаясь всем угодить.

Лишь благодаря Москве Николу ПАШИНЯНУ удается избежать ситуации, когда в ворота его резиденции постучат прикладами. Как бы это не выглядело странным, учитывая нередко звучащие из уст ПАШИНЯНА резкости в адрес Москвы.

Однако России, как Азербайджану и Турции, нужен легитимный руководитель Армении, который будет подписывать все документы о мире. По очевидным причинам никто из лидеров армянской оппозиции на эту роль не годится. — В случае прихода их к власти реалистичны не просто откат в переговорном процессе, но даже возобновление полномасштабных военных действий в попытке «вернуть» земли.

Во-вторых, в армянской политической традиции — торговаться, юлить, блефовать, отказываться от своих слов и даже подписей под документами, а находясь в проигрышной позиции, выворачивать ситуацию таким образом, чтобы более сильные визави и рефери вынуждены были вступать с тобой в препирательства, повышая таким образом свои ставки. Хотя бы в собственных глазах.

В этом господин ПАШИНЯН мало чем отличается от своих предшественников. А во вранье и изворотливости он даже превзошел их. Ведь сложно представить, чтобы подобным образом вел себя Роберт КОЧАРЯН: в Азербайджане по очевидным причинам его не любят и даже ненавидят, но уважают как сильного политика, достойного оппонента.

— Удастся ли Западу вывести Армению из-под влияния Кремля и тем самым выдавить Россию с Южного Кавказа?

— Это смотря что считать выводом Армении из-под влияния России. Недовольство господина ПАШИНЯНА действиями/бездействиями ОДКБ и претензии к Российскому миротворческому контингенту, равно как и привлечение наблюдательной миссии Евросоюза, по моему убеждению, не стоит воспринимать буквально.

В ситуации жесткого противостоянии между Россией и Западом армянскому премьеру важно удержаться в кресле. ПАШИНЯН прекрасно осознает высокий риск «цветной революции» в Армении. Настоящей, организованной США, а не той имитации весной 2018 года, в результате которой он стал премьер-министром. Тогда революцию по лекалам Госдепартамента разыграли для заведения человека, которому предстояло сдать Азербайджану оккупированные земли и легитимизировать это. Никто из представителей правящего на тот момент т.н. «карабахского клана» не соглашаться марать свою репутацию «предательством национальных интересов» (в понимании армянского общества).

Комедию перед Западом правящая армянская элита «ломает» и сейчас. С согласия, а то и по вводным из России, которой важно сохранить реальный контроль над Арменией.

Нынешним первым лицам Брюсселя и даже Вашингтона вполне достаточно того, что официальные лица Еревана заискивают перед ними, делают иногда резкие заявления в адрес Москвы. В Москве же наигранно (устами политиков второго эшелона и придворных журналистов) возмущаются на подобные заявления Еревана. Все всё понимают, все стороны это устраивает. По крайней мере пока устраивает.

Как и в случае с соседней Грузией, где пост свадебного президента формально занимает русофобка Саломе ЗУРАБИШВИЛИ (есть хлесткая русская поговорка про беззубую собаку, которая громко лает, но укусить не имеет возможности), однако все реальные рычаги власти у «смотрящего за страной» Бидзины ИВАНИШВИЛИ и его авторитетных еще менее публичных друзей и партнеров. А им удается соблюдать паритет экономических интересов элит России и элит Запада.

— Также в последнее время много говорят о том, что в связи с ускорением переговорного процесса, мирный договор может быть подписан уже в этом году. Насколько это вероятно?

— Сроки подписания мирного договора, равно как продолжительность и тональность процесса согласования многочисленных пунктов этого важного документа, тесно увязаны с другими историческими событиями, которые мы сейчас наблюдаем как на постсоветском пространстве, так в целом в Евразии и даже в мире.

На Южном Кавказе сходятся интересы очень многих сторон и в реальности переговоры по данному вопросу ведутся не только между Баку и Ереваном.

Беседовал Роман ТЕМНИКОВ, «Бакинский рабочий».

АЗЕРБАЙДЖАН