Ценностная пропасть между Россией и США

Ценностная пропасть между Россией и США
180

В свете нарождающегося разлома мировой политической архитектуры, а также сопутствующих процессов определения глобальных блоков сил, вступающих в открытый экономико-политический антагонизм и постепенно прибегающих к распространению конкретных ценностных доминант и морально-нравственных воззрений, наибольшую актуальность (или даже злободневность) приобретает тема сохранения и развития особенных традиционных ценностей и культурного наследия той или иной страны.

За последние несколько лет большинство государств Запада, включая Соединенные Штаты Америки и лидирующие державы Европейского союза, стали достаточно активно и местами даже навязчиво насаждать идеолого-мировоззренческую систему так называемых «политкорректности» и «толерантности» как собственным гражданам, так и жителям остального мира посредством кинематографа, литературы, музыки и многих других аспектов массовой культуры.

При этом, как бы парадоксально это ни звучало, для большинства народов нашего мира, включая даже самих европейцев и американцев, современные морально-ценностные ориентиры, основанные на «толерантности» и иных формах идейно-нравственного мировосприятия, не являются традиционными и не вписываются в полной мере в особенности быта, культуры, этики, обычаев и нравов каждого отдельно рассматриваемого этноса.

Так, многие государства Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Востока Азии в большинстве своем не воспринимают продвигаемые Западом новые ценности и проявляют активность в сохранении и распространении своего варианта мировоззренческой модели, направленной на создание иного личностного конструкта в сознании индивида, отличного от «западного».

Рассуждая о дихотомических преобразованиях современной картины ценностных ориентиров в мировом пространстве, не стоит забывать и о факторе ислама, христианства и иудазима как трех весьма распространенных, лидирующих религий, также определяющих особенную модель (либо форму) мировоззрения и вступающих в острую коллизию со взглядами сторонников новых моральных ценностей и отхода от традиционализма.

В обозначенной ситуации «столкновения» ценностных принципов и кодексов нельзя не отметить повышенную активность Российской Федерации в сохранении своих собственных традиционных ценностей и приумножении каждого отдельно взятого их аспекта. Активизация процессов, так или иначе направленных на укрепление духовного, патриотического, нравственного фундамента общества страны, заметно и особенно ярко прослеживается на текущий день, когда явление широкоформатного политического и экономического противостояния России и ряда государств коллективного Запада уже переросло рамки прокси-противоборства и приобрело масштаб глобальной конкуренции с характерной для нее борьбой за собственные цели, благосостояние и приоритеты.

Несмотря на то, что универсального определения такого явления, как «традиционные ценности», в настоящий момент все еще нет, а сам термин широко употребляется в политологических, философских и обществоведческих кругах в самых разных контекстах, существуют общие узловые моменты, с которыми обозначенные ценности и ориентиры отождествляются у большинства людей.

Весьма точное определение рассматриваемого концепта привели доктор политических наук, профессор Олег КАРПОВИЧ и старший научный сотрудник ИАМП Любовь СМАГИНА в своей статье, посвященной российскому подходу к реализации концепции традиционных духовно-нравственных приоритетов в международных отношениях.

Так, согласно авторам, под традиционными ценностями в обобщенном смысле можно понимать определенный набор устоявшихся с давних времен принципов и норм, формирующих приемлемую самим обществом форму поведения и принципы социального взаимодействия индивида.

Практически схожее определение традиционных ценностей приводит и первый рассматриваемый в рамках данного исследования концептуальный правовой акт — указ Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Согласно тексту данного документа, приоритетными составляющими традиционных ценностей являются особенные ценностные ориентиры и нравственные установки, формирующие общее мировоззрение россиян и лежащие в основе гражданской идентичности населения и единого культурного пространства страны.

Важное место в рамках подобного подхода к определению ценностей отводится таким явлениям, как жизнь, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, семья, служение во благо Отечества, недопущение пропаганды сомнительных нетрадиционных практик и связанных с ними идеологий и общественно-политических движений и т.д.

Рассматривая приведенный выше документ в преломлении актуальных глобальных политических пертурбаций мирового пространства, а также сопоставляя стержневые, базисные составляющие перечня значимых традиционных ценностей с аналогичными приоритетами тех же Соединенных Штатов — государства, наиболее часто противопоставляемого России (и наоборот) как главного влиятельного конкурента на мировой политической арене, можно составить промежуточный вывод о природе и причинах утверждения данного указа.

Так, уже упомянутая ранее ситуация полномасштабного и инклюзивного политического и экономического антагонизма России и стран Запада может быть названа одной из косвенных причин принятия документа о традиционных ориентирах российской стороной. В условиях наблюдаемой тенденции политической и культурной изоляции России (и подавления любых ее попыток провозглашать и транслировать российские культурные и моральные ценности на международном уровне), а также насаждаемой европейскими державами и Штатами новой духовно-нравственной парадигмы по всему миру актуализация поиска механизмов сохранения и укрепления традиционных ценностей становится лишь вопросом времени.

Являясь государством, признанным влиятельной державой и обладающим всеми признаками глобального лидера, Российская Федерация предпринимает все возможные попытки сохранить свои ценностные ориентиры и устои и не допустить воздействия на социум извне.

Стоит отметить, что продвижение либо отстаивание собственных ценностей справедливо может быть названо характерной чертой любой влиятельной страны, обладающей статусом державы, и исключением не становятся ни Китай, ни Великобритания, ни Соединенные Штаты.

Говоря об общественно значимых ценностях в США и сравнивая их с ценностями в России, можно прийти к выводу о сравнительной разнонаправленности некоторых их аспектов и общей неоднородности парадигмального восприятия двумя социумами важных жизненных приоритетов. Известно, что одним из основных документов, отражающих важные ценностные ориентиры США, является Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), рекомендованная ООН всем государствам-участникам в качестве важного документа, определяющего права и свобод людей по всему земному шару. О важности данного документа для американского истеблишмента может прямо говорить цитата Майка ПОМПЕО. В бытность государственным секретарем США при президенте Дональде ТРАМПЕ, американский политик заявил, что приверженность США делу защиты прав человека сыграла важную роль в изменении морального облика международных отношений после Второй мировой войны. По его мнению, ВДПЧ «положила конец ситуации, при которой страны могут безнаказанно, незаметно эксплуатировать собственных граждан».

Согласно тексту ВДПЧ, ратифицированной в США в 1948 году, важными составляющими благополучия и мира в обществе является неукоснительное соблюдение прав и свобод личности, недопущение подавления чьей-либо воли и свободы, а также недопущение эксплуатации и рабства. При этом, в отличие от вновь принятого концептуального правового документа в России, в ВДПЧ практически нет никакого обозначения ценности семьи как фундаментальной ячейки социума, а также не провозглашается ценность службы Отчизне и беспрекословного соблюдения норм, способствующих сохранению высоких морально-нравственных принципов.

В связи с этим автором исследования выдвигается тезис, согласно которому у двух государств (США и России) наблюдаются разные акценты в составлении перечня общественно важных приоритетных явлений, а это, уже в свою очередь, определяет разницу в восприятии значимости иных сопутствующих аспектов традиционных ценностей, таких как служба Родине и принятие ответственности за ее судьбу и т.д.

Имея некоторое представление о том, какого рода ценности провозглашаются в США и России, а также принимая во внимание промежуточный вывод о различиях в нравственном и ценностном восприятии мира гражданами этих стран, можно сделать заключение, что ценностные доминанты у двух влиятельных акторов современных международных отношений во многом отражают как специфику внешнестратегического курса обеих держав, так и особенности процесса становления общества в каждой отдельно рассматриваемой стране.

Российская Федерация, обладающая умеренно консервативным во множестве аспектов и при этом чрезвычайно богатым с точки зрения культуры и традиций обществом, многократно прошедшим разного рода потрясения на протяжении всей своей истории, во многом вынуждена прибегать к мерам, направленным на сплочение социума посредством провозглашения тех ценностей, что лежат в основе благополучного сосуществования индивидов и сохранения населения страны в свете нарастающей напряженности и угроз, исходящих со стороны. Одним из подобных шагов по сплочению общества как раз и стало подписание главой России указа об утверждении принципов и основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей.

Что же касается американского видения приоритетных ориентиров, то, безусловно, уже практически накрепко вросшая в сознание львиной доли граждан США трактовка прав и свобод, сопоставимая с общими демократическими ценностями, является прямым следствием имплементации принципов демократии (в том ее виде, что транслируется самими США) практически во все аспекты жизни каждого индивида. Верящие в исключительный примат свободы личности над всеми иными общественными явлениями, американские граждане специфически оценивают важность либо необходимость создания семьи, обязательное несение службы, недопущение пропаганды выбивающихся за рамки традиционности отношений и значимость проявления уважения к религиозным воззрениям верующих.

Дастан ТОКОЛЬДОШЕВ, научный сотрудник и ведущий эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете.

Источник: РСМД.

АКТУАЛЬНО