ЭКСКЛЮЗИВ!

Участие в БРИКС становится знаком качества национального суверенитета

Участие в БРИКС становится знаком качества национального суверенитета
155

Пока что новые участники лишь приглашены в БРИКС (BRICS) — полноформатное членство наступает в следующем году, в рамках уже российского председательства. Впервые 11 членов БРИКС встретятся в России, на саммите в Казани (и ранее на министерских и рабочих встречах).

Участие в БРИКС становится, с одной стороны, знаком качества национального суверенитета — сюда попадают лишь те, кто выступают в своих собственных интересах и не принимают незаконные санкции против кого-либо по чьей-либо указке, а с другой — пропуском в новый миропорядок, который будет формироваться именно в контексте диалога подлинно независимых и самостоятельных участников международных отношений.

БРИКС придется балансировать между экономикой и политикой — это естественно. Вместе с тем, политические риски в многостороннем формате возникают все же тогда, когда есть доминирование или даже гегемония какого-либо игрока — в БРИКС этого нет, поэтому есть все предпосылки для дальнейшего поступательного развития объединения.

Стратегия БРИКС — не дружить против кого-либо и не противостоять, а формировать и развивать свою повестку.

Вместе с тем, интерес к участию в БРИКС закономерен как с учетом самостоятельной повестки, продвигаемой группой на различных уровнях, так и в контексте разнообразных кризисов, стимулирующих стремление многих стран если не к альтернативной и подчас сугубо антизападной солидарности, то, по крайней мере, к диверсификации внешнеполитических устремлений.

С учетом консенсусного подхода к процессу принятия решений в БРИКС вопрос «чистоты» от вмешательства извне, вероятно, будет превращаться в существенный элемент субъектности грядущего миропорядка. В этих условиях все больше стран будут стремиться максимально дистанцироваться от, по крайне мере, публичного влияния со стороны Запада.

С символической точки зрения Россия получает редкий по нынешним временам карт-бланш на организуемый ею в 2024 году саммит БРИКС.

Во-первых, в Казани впервые встретятся уже одиннадцать членов БРИКС с учетом шести новых, официально вступающих в объединение как раз со следующего года.

Во-вторых, если учесть, что традиционно как в целом в контексте любого саммита, так и председательствующая сторона приглашает представителей и других государств, то Россия получает хорошую возможность собрать у себя (впервые после начала СВО!) весьма представительный состав подлинно глобальных сил, которые — можно предположить — имеют шанс выглядеть вполне самодостаточно при, скорее всего, полном отсутствии какого-либо западного представительства. Дальнейшая задача — укрепление самодостаточности БРИКС как не просто объединения, а, по сути, прото-мира в его перспективной и более справедливой модальности развития.

Александр КОНЬКОВ, доцент, заместитель заведующего кафедрой политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. ЛОМОНОСОВА, кандидат политических наук.

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

АКТУАЛЬНО