Постоянный windfall tax: о рублёвых пошлинах на экспорт

Постоянный windfall tax: о рублёвых пошлинах на экспорт
176

Правительство России решило с 1 октября ввести экспортные пошлины на ряд товаров, привязав их к курсу доллара. При долларе до 80 рублей пошлина будет нулевой, а при курсе свыше 95 рублей вырастет до 7%. Размер поступлений за четвёртый квартал и следующий год оценивается в 755 млрд рублей.

Под налог не попадут нефтяники с газовиками — в этих отраслях и так высокая налоговая нагрузка и не попадут аграрии — на часть аграрного экспорта и так введены пошлины, а также рыболовы и химики.

С позиции экспортёров новая пошлина — это такой себе постоянный windfall tax, который бизнес уже согласился перечислить в федеральный бюджет. Налоги, особенно временные, но имеющие статус постоянных, бизнес не любит.

Но с позиции государства данная мера разумная.

Экспортёры очень выигрывают от слабого рубля — их издержки фиксируются в рублях, а прибыль, получаемая в валюте, растёт за счёт курсовой разницы. Поэтому если в прошлом году многие компании жаловались на крепкий рубль, то теперь таких жалоб нет — на их улице праздник.

Но там, где выигрывают экспортёры, проигрывают импортёры и население. Про население можно не рассказывать — вы всё и так понимаете.

Таким образом, государство снимет жирок с бизнеса, перераспределив полученные от пошлин деньги на финансирование внутренних расходов, а заодно получит несколько дополнительных положительных эффектов.

В частности, мера укрепит рубль и покажет бизнесу, что его интерес не в получении дополнительной прибыли, а в поиске оптимального баланса между прибылью и дополнительным налогом.

Заодно, когда рубль укрепится, немного оживёт импорт. Вот в сфере с/х-машиностроения средняя стоимость трактора в тоннах зерна за год выросла вдвое — и, похоже, без роста импорта снизить аппетиты производителей, которые ещё и не успевают за спросом, не выйдет.

Плюс, будет показан приоритет внутреннего рынка над внешним, увлечение которым уже привело к временному (но неопределённому) запрету на экспорт светлых нефтепродуктов, введённого из-за возникновения дефицита на внутреннем рынке.

Иван ЛИЗАН, политэкономист, руководитель аналитического бюро проекта «Сонар-2050».

АКТУАЛЬНО