БРИКС — это попытка выстроить альтернативную глобализацию

БРИКС — это попытка выстроить альтернативную глобализацию
158

Важно понять, что такое «роль БРИКС (BRICS) в современном мире». БРИКС — достаточно аморфное объединение, чтобы оказывать влияние в мире. Скорее оно представляет собой сумму влияний членов. Соот­ветственно с ростом числа членов объединения эта роль должна становится более весомой.

Повышение уровня разнородности в рамках системы может эту систему ослаблять. Но БРИКС не является системой, это сеть госу­дарств. В рамках этой сети вполне допустимы противоречия и кон­фликты, и страны-члены заранее согласны с такой возможностью. Поэтому отдельной роли БРИКС в конкретных политических и эко­номических обстоятельствах не существует. Его роль как объедине­ния государств — плавная трансформация мира от навязываемой Западом модели взаимоотношений между государствами в рамках глобализации.

В этом смысле расширение БРИКС — это не рост мощи данного объ­единения, а символический акт, демонстрирующий, что сила влия­ния США и его союзников, с одной стороны, уменьшается, с другой — растет сфера, в рамках которой идет формирование новых правил взаимоотношений государств.

БРИКС не является антизападным. Одним государствам-членам свойственна резкая антизападность, другим нет. Среди шести при­глашенных в БРИКС стран лишь одну — Иран — можно считать антиза­падной. При этом такие различия во внешнеполитических векторах не являются препятствием для тесного сотрудничества. Отношения какой-либо страны с Западом, степень конфронтационности с ним уже не являются решающим аргументом для выстраивания отно­шений с ней.

БРИКС — это попытка выстроить альтернативную глобализацию, по­строенную на иных принципах, чем те, что навязываются миру Запа­дом. В этом конструктивность БРИКС.

Некоторые сторонники идеи формирования макрорегионов счита­ют БРИКС нежизнеспособным. История покажет, распадется ли ми­ровая экономика на части, пока ничего об этом не говорит. А вот альтернативная западной модель взаимоотношений государств в рамках глобального мира уже формируется в рамках БРИКС.

В соревновании правил взаимоотношений государств в рамках эко­номики, остающейся глобальной, можно видеть некоторую антиза­падность БРИКС, поскольку он формирует иную модель. Но «анти» он является скорее в восприятии стран G7 — большинство стран БРИКС себя антизападными не считают и стремятся к равноправ­ному сотрудничеству с государствами западного мира. Препятствие этому — только желание Запада продлить свое доминирование.

БРИКС можно рассматривать как сеть относительного доверия го­сударств. По крайней мере, внутри этой сети оно выше, чем вне ее. Регулярные саммиты и другие мероприятия способствуют росту та­кого доверия.

Расширение БРИКС для России — это рост числа таких доверитель­ных отношений, рост возможностей преодоления экономической блокады со стороны США и их союзников. Поэтому расширение БРИКС будет позитивно влиять на устойчивость позиций России в мировой экономике, а значит и на возможности более решительно отстаивать свои политические позиции.

Но не стоит преувеличивать уровень этого позитива для России. Рост влияния БРИКС, его внутренней институализации — это долгий постепенный процесс, поэтому влияние однократного расширения на политику России не будет и не может быть существенным.

В медиа стало модным возлагать на БРИКС завышенные ожидания быстрых изменений в мире, например, внедрение своей валюты для международных расчетов. Такая стратегия может быть и спосо­бом дискредитации БРИКС, когда анонсированные СМИ изменения не происходят на глазах публики. С этим, на мой взгляд, нужно бо­роться, проводя просветительскую работу о реальных возможно­стях БРИКС сейчас и разъясняя его перспективы в более отдален­ном будущем.

Первый раунд расширения БРИКС — это, повторюсь, больше сим­волический акт, демонстрирующий возможность для мира альтер­нативного развития – формирование более доверительных, более солидарных отношений между государствами. Если этот процесс удастся реализовать, то Россия получит новые возможности для сво­его развития. В этом смысле влияние на политику России расшире­ния БРИКС лежит в плоскости роста возможностей взаимодействия в мире.

Николай КУЗЬМИН, кандидат философских наук, руководитель реготделения Российского общества политологов (РОП) в Республике Крым.

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

АКТУАЛЬНО