Уже в ближайший понедельник, 18 декабря, в Белграде будут объявлены первые результаты досрочных выборов в парламент. С одной стороны, действующая власть в лице президента Александра ВУЧИЧА, которая стремится укрепить свои позиции, с другой — прозападная оппозиция, планирующая устроить очередной Майдан.
У действующей власти не лучшие позиции
В Сербии досрочные выборы происходят три раз за последние четыре года — на Балканах подобными вещами никого не удивить в силу импульсивного характера внутренней политики.
Но этому есть и рациональное объяснения, отмечает доктор филологических наук, эксперт-балканист Владимир САПУНОВ, по словам которого, нынешние парламентские выборы происходят во многом под давлением общественности, так в мае в Сербии произошли два массовых расстрела — в школе «Владислав Рибникар» в сербской столице, а затем в Младеновце.
Сначала митинги и протесты были стихийными, но со временем их «организовали» прозападные политики под лозунгом «Сербия против насилия».
«С чем сегодняшняя власть идет на выборы? Действующие политики находятся в незавидном положении. В прошлом году ВУЧИЧ шел на выборы при хороших обстоятельствах — был экономический рост в 7,5%, на тот момент — самый высокий показатель в Европе. В 2023 году рост ВВП лишь 2,3%, плюс немало различных экономических проблем, возникших и по объективным причинам. Сербия страдает из-за санкций против России, как бы парадоксально это не звучало. Белград не в восторге от того, что приходится использовать азербайджанский газ, Болгария ввела пошлину на российский газ, Хорватия на фоне санкций перестала принимать российскую нефть. Как следствие — инфляция в 15,1%. Цены на электроэнергию растут почти каждые два месяца, с газом ситуация не лучше. Многие не вытягивают такие счета за ЖКХ и отказываются от центрального отопления в пользу печного. Поднялись цены на мясо — свинина сейчас стоит 1000 динаров (833 рубля), говядина — 2 тысячи RSD (1670 рублей)»,
— констатирует Владимир САПУНОВ.
На фоне этих проблем у действующей власти будет меньше поддержки, чем в прошлый раз, но в ее руках административный аппарат. Более того, нельзя списывать со счетов Республику Сербскую в Боснии и Герцеговине. У многих из них двойное гражданство, они приезжают в Сербию и могут голосовать. И проголосуют, скорее всего, именно за ВУЧИЧА. Что до оппозиции, то сейчас она чувствует себя увереннее, чем в прошлые выборы, которые состоялись весной 2022 года.
С самого начала СВО сербы пристально наблюдали за ходом событий и поддерживали россиян. Сегодня, спустя почти два года, уровень поддержки остается практически прежним. Однако сербы в силу своего взрывного темперамента ждут еще более решительных действий от России. При этом медиа стараются поставить в центр внимания израильско-палестинский конфликт, соответствуя западной повестке. О том, что происходит в зоне проведения СВО, говорят меньше. Слишком много украинских источников. Часто используется откровенно недостоверная информация. Вплоть до того, что Украина до сих пор «защищает Бахмут».
«Основная часть оппозиции, которая будет участвовать в выборах, — это прозападные политики, например, Мариника ТЕПИЧ. Она и ее коллеги завоевали популярность посредством протестов. Уже сейчас они открыто говорят, что в случае поражения выйдут на улицу и будут требовать свержения действующей власти. Подкрепляют свои действия словами — позавчера в Белграде собрались около 10 тысяч человек. Волна протестов может оказаться еще более крупной, чем в 2000 году, когда власть потерял Слободан МИЛОШЕВИЧ. То, что оппозиция потерпит поражение, практически очевидно. У прозападных политиков нет никого электорального способа победить. Коалиция «Сербия против насилия», объединившая их, вряд ли получат более 15% голосов, в совокупности с другими оппозиционными политиками получат до 25%. Действующая власть не проиграет, но может просто получить меньше кресел в парламенте»,
— добавляет Владимир САПУНОВ.
На этом фоне СПН («Сербия против насилия») особенно надеется на выборы в Скупщину Белграда. В апреле прошлого года коалиции СНС — СПС ВУЧИЧА и ДАЧИЧА не удалось получить в белградском городском собрании большинства. Местные скупщины избирают градоначальника.
По словам собеседника PolitRUS, чтобы продлить мандат Александра ШАПИЧА — легенды сербского водного пола — пришлось переманивать депутатов от оппозиции. Когда борьба идет «ноздря в ноздрю», складывается благоприятная почва для обвинений в фальсификациях и применения «майданных» политтехнологий.
Спикер уверен, что по итогам выборов власти придется договариваться с оппозиционерами, либо — с прозападными, либо с патриотически настроенными. Если остановиться на первом варианте, то можно смело говорить, что Запад, мягко говоря, не доволен действиями ВУЧИЧА. Хоть он и заявляет, что единственный путь развития Сербии — вступление в Евросоюз, однако, как и 97% населения страны, ВУЧИЧ отказывается признавать независимость Косово и вводить санкции против России.
«Несмотря на очевидный исход выборов, радикально прозападные политики не готовы отступать. Тем более, у них есть мощная поддержка в виде содействия некоммерческих организаций. Две главные НКО в работе в сфере информации в Сербии — Центр исследований, прозрачности и подотчетности» (CRTA) и «Балканская инициатива свободных СМИ» (BFMI). Например, в первой среди учредителей — Фонд братьев РОКФЕЛЛЕРОВ, Фонд Фридриха НАУМАНА, Национальный фонд демократии США (NED) и печально известный USAID. Американское посольство тоже ведет деструктивную деятельность. Посол США нагло вмешивается во внутреннюю политику, Кристофер ХИЛЛ неоднократно призывал ввести санкции против России и признать Косово, чтобы двигаться вперед. Сербов такие высказывания, мягко говоря, не устраивают»,
— поясняет Владимир САПУНОВ.
В сухом остатке стоит сказать, что честная победа оппозиции в сегодняшних реалиях в Сербии невозможна даже при поддержке западных НКО и политиков. Однако протесты, которые, скорее всего, ждут Белград, могут стать первым шагом к тому сценарию, который был разыгран в Югославии осенью 2000 года и на Украине в 2013-2014 годах.
Галина ЧЕРНОВА, специально для PolitRUS.com.