Михаил НЕЙЖМАКОВ: «Отсутствие завышенных ожиданий как фактор жизнеспособности СНГ»

Михаил НЕЙЖМАКОВ: «Отсутствие завышенных ожиданий как фактор жизнеспособности СНГ»
170

В конце декабря в Санкт-Петербурге состоялись традиционные заседание Высшего Евразийского экономического совета и неформальная встреча глав государств — участников СНГ. О факторах устойчивости СНГ и ЕАЭС в комментарии для PolitRUS рассказал директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил НЕЙЖМАКОВ.

«Как раз отсутствие завышенных ожиданий от деятельности СНГ и является залогом его жизнеспособности. Меньше обязательств у участников — значит, меньше поводов и для выхода из организации. Еще одна переговорная площадка никому не помешает. Поэтому возможно периодическое снижение уровня представительства отдельных государств на мероприятиях по линии СНГ, но именно распад Содружества вряд ли произойдет в ближайшем будущем»,

— полагает Михаил НЕЙЖМАКОВ.

По словам господина НЕЙЖМАКОВА, появляются и дополнительные поводы для активизации контактов между странами СНГ по новым направлениям. В частности, нынешний виток напряженности на Ближнем Востоке может вести к росту активности радикальных исламистских группировок далеко за пределами этого региона, в том числе, на постсоветском пространстве. Это становится стимулом для более интенсивных контактов между спецслужбами стран СНГ. В ходе неформального саммита глав государств — участников СНГ обсуждалась и данная тема — как один из факторов, повышающих интерес к работе Содружества.

Те же закономерности, по мнению эксперта, во многом, определяют итоги председательства России в ЕАЭС в 2023 году.

«В декабре 2022 года Владимир ПУТИН, говоря о приоритетах председательства России в ЕАЭС в 2023 году, и не задавал завышенной планки ожиданий, обозначив либо просто направление развития («укрепление технологического суверенитета государств — членов»), либо нишевые («поддержку совместных молодежных проектов»). По сути же, ключевой задачей было сохранение экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС в условиях, когда западные игроки делают более явный акцент на недопустимости оказания помощи Москве со стороны третьих стран по выстраиванию каналов параллельного импорта и решению иных задач по обходу санкций. Другое дело, что далеко не всегда вслед за такой риторикой западных игроков следовало реальное жесткое давление на партнеров России. Но, как бы то ни было, экономическое взаимодействие Москвы с партнерами по ЕАЭС развивалось активно»,

— рассуждает Михаил НЕЙЖМАКОВ.

Согласно приведенным экспертом данным, только за январь — май 2023 года экспорт из Казахстана в Россию вырос на 45% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Даже на фоне трений между Арменией и Россией, товарооборот между ними за первые 7 месяцев 2023 года вырос на 70% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Среди значимых шагов 2023 года, по мнению собеседника PolitRUS, стоит подготовку и подписание полноформатного соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Отдельного внимания заслуживает ситуация ситуация, сложившаяся в отношениях между Россией и Арменией, влияющая на тактику официального Еревана в отношениях с ЕАЭС и СНГ.

«Что касается Армении — стоит учитывать, что Ереван и не закрывал «дверь» для работы в рамках СНГ и ЕАЭС окончательно. Например, в заседаниях межправительственных советов ЕАЭС и СНГ в Бишкеке в октябре 2023 года участвовал вице-премьер Армении Мгер ГРИГОРЯН. В последние недели 2023 года, даже несмотря на отсутствие делегации Армении на заседании Парламентской ассамблеи ОДКБ, можно было наблюдать определенную активизацию публичных контактов Москвы и Еревана. Отметим, например, заседание российско-армянской межправительственно комиссии по экономическому сотрудничеству, прошедшее в Ереване или чуть ранее — консультации представителей Россельхознадзора и Минцифры России с армянскими ведомствами, работающими по тем же направлениям. Декабрьский визит Никола ПАШИНЯНА в Россию для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета и неофициальном саммите СНГ — логичное продолжение этого диалога»,

— считает Михаил НЕЙЖМАКОВ.

Однако эксперт убежден, что диалог между Москвой и Ереваном в течение 2024 года все равно будет сложным. Как следствие — в новые периоды усиления охлаждения между Москвой и Ереваном уровень и интенсивность участия Армении в крупных мероприятиях под эгидой СНГ и ЕАЭС, вероятно, вновь будут снижаться.

АКТУАЛЬНО