Шесть европейских сельскохозяйственных объединений — ассоциация европейских с/х-профсоюзов Copa-Cogeca, а также ассоциации, объединяющие производителей сахара, зерновых, масличных, а также птицеводов, — призвали Брюссель ограничить импорт украинского продовольствия в страны Евросоюза.
Ассоциации предлагают евробюрократии принять ряд мер.
Во-первых, ввести квоты на украинское продовольствие, исходя из средних показателей 2021 и 2022 годов.
Во-вторых, создать механизм определения пункта назначения украинской с/х—продукции и обеспечения её доставки.
Логика просьба простая: исчерпав увеличенный размер квот, украинская с/х-продукция не должна поставляться на внутренний рынок Евросоюза, но может экспортироваться из стран Евросоюза на мировой рынок.
Механизм прослеживания должен предотвратить злоупотребления, сделав невозможным схемы обхода ограничений, например лже-транзит, когда груз «теряется», не доезжая до несуществующего покупателя.
Общая жалоба европейских фермеров показывает, что недовольство украинским продовольствием на рынке Евросоюза перешло из количества в качество. А начиналось всё с протестов польских фермеров.
Зерновой бунт
В мае 2023 года пять стран Восточной Европы — Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия и Польша — ввели запрет на поставки украинских зерновых (пшеница и кукуруза), а также масличных (семена рапса и подсолнечника) в свои страны из-за резко возросших в 2022 году объёмов украинского экспорта.
Наплыв зерна угрожал национальным производителям, которые оказались неконкурентоспособны по сравнению с украинскими латифундиями.
Принятые на национальном уровне решения о запрете поставок противоречили европейскому праву — подобные ограничения может вводить лишь Еврокомиссия. Последняя была вынуждена пойти навстречу странам-бунтарям и ввела наднациональный запрет в обмен на отмену национальных ограничений. Заодно фермерам из пострадавших стран выделили денежные компенсации.
Одновременно с Киевом начались переговоры о создании системы лицензирования экспорта, которая должна была создать механизм, предотвращающий резкий рост отгрузок зерна. Киев с созданием такой системы согласился, и 15 сентября Еврокомиссия отказалась во второй раз продлевать запрет на ввоз украинского зерна в пять стран-бунтарей.
Румынию и Болгарию подобное решение удовлетворило, а Венгрия, Польша и Словакия вновь ввели ограничения на национальном уровне и отказались его отменять.
В Польше зерновой вопрос быстро приобрёл политический характер — польские фермеры обладают высокими навыками самоорганизации, а игнорирование их мнения накануне выборов могло привести правящую партию «Право и справедливость» (ПиС) к поражению.
ПиС всё равно проиграла, но новое правительство Дональда ТУСКА ограничение отменять не стало. Польша в итоге добавила в стоп-лист муку и корма.
Поддержали поляков венгры и словаки. Словакия ввела ограничения под предлогом нарушения фитосанитарных норм, позиционируя украинское зерно как опасное. Венгрия под руководством Виктора ОРБАНА — бунтаря со стажем — помимо зерновых и масличных, запретила ещё 25 товарных позиций, включая мясо.
Переговоры о внедрении механизма лицензирования украинского с/х экспорта продолжаются, конкретные договорённости достигнуты лишь с Болгарией, а Румыния, судя по всему, планирует стать главным транзитёром украинского зерна, зарабатывая на его перевалке.
В начале января Варшава получила от Еврокомиссии письмо с требованием отменить зерновое эмбарго, и пошла против евробюрократии. Мало того, глава польского Минсельхоза Чеслав СЕКЕРСКИЙ заявил о бессрочном характере ограничений.
Из Варшавы в Брюссель ушло ответное письмо, где Чеслав СЕКЕРСКИЙ выступил категорически против неограниченной торговли с/х-продукцией с Украиной.
Заместитель главы Минсельхоза Польши Михаил Колодзейчак в своих рассуждениях пошёл ещё дальше начальника. Он отметил, что поляки и так помогли Украине, разрешив транзит с/х продукции через Польшу, а при вступлении Украины в Евросоюз должен быть очень длинный переходный период в 20 — 25 лет, а может, и вовсе «бесконечно долгий».
Тем не менее все эти ограничения не помешали Украине вновь занять первое место в рейтинге поставщиков зерновых и масличных в Евросоюз. С начала 2023/24 МГ Украина закрыла 66% европейского импорта по пшенице (3,2 млн тонн), 52% по ржи (608 тысяч тонн) и 57% по кукурузе (5,1 млн тонн). Заодно на долю Украины пришлись 64% европейского импорта рапса (1,8 млн тонн) и 31% по подсолнечнику (107 тысяч тонн).
Сахарное ворчание
Схожая история возникла с украинским сахаром, однако до запрета дело пока не дошло. В Евросоюзе дефицит сахара: в 2022/23 МГ его произвели 14,6 млн тонн против прогнозных 15,5 млн тонн. План на 2023/24 МГ — всё те же 15,6 млн тонн.
В Евросоюзе есть два ведущих производителя сахара — Германия и Франция. В Германии произведут как минимум на 120 тысяч тонн сахара меньше плана.
Во Франции с середины октября по середину ноября шли сильные дожди, поэтому поля с сахарной свёклой на севере страны просто затопило, сорвав сроки уборки и попортив урожай. Поэтому во Франции ещё в середине осени прогнозировали потерю 15% урожая и, соответственно, сокращению производства на 15%, то есть 500 тысяч тонн.
Таким образом, Франция и Германия могут потерять 620 тысяч тонн сахара, а украинская ассоциация «Укрсахар» прогнозирует украинский экспорт в 650 тысяч тонн против 506 тысячи тонн по итогам 2023 года (390 млн евро в стоимостном измерении).
В условиях свободного рынка этот объём попал бы в Евросоюз и снизил бы рекордные — максимальные за 10 лет — цены на сахар в районе 800 евро за тонну. Но немецким и французским сахарозаводчикам нужен не украинский сахар, а поддержка со стороны своих правительств в виде дотаций и компенсаций.
В конце ноября 2023 года группа французских производителей сахара CGB предложила ввести запрет на его поставки из Украины на рынок стран Евросоюза. CGB спрогнозировала увеличение импорта украинского сахара в Евросоюз до 700–800 тысяч тонн в 2023/24 МГ (с 1 июля по 1 июля), что в два раза больше импорта за 2022/23 МГ.
Французская Suedzucker уже заявила, что не будет увеличивать производство сахара на фоне растущего импорта с Украины. Солидарен с французами австрийский пищевой концерт Agrana. Его руководство отметило, что украинский сахар сокращает продажи в Румынии, Болгарии и Венгрии, снижая рентабельность производства. Agrana не выступает категорически против сахара с Украины, но поддерживает его квотирование на уровне 200 тысяч тонн в год.
Против украинского сахара выступили польские фермеры — они в декабре блокировали пункт пропуска Дорохуск, требуя остановить его импорт.
Куда Украина будет девать свой сахар, его противники не объясняют. Но в Винницкой области объёмы производства сахара в 2023 году стали максимальным за пять лет — рост на 23%, до 442 тысяч тонн. Производство сахара стало лидером по прибыльности, обеспечивая прибыль до 700 долларов с 1 гектара.
Куриные жалобы
Также под угрозой поставки украинской курятины на европейский рынок. В сентябре 2023 года президент Межпрофессиональной ассоциации поставщиков куриного мяса Anvol Жан-Мишель ШЕФФЕР в интервью изданию Figaro жаловался на недобросовестную конкуренцию со стороны украинских птицеводов.
Так, 1 кг курятины от французских поставщиков стоил 4,8 евро, а от украинских — 2,4 евро. Шеффер отметил, что до СВО Франция ежемесячно ввозила 10 тысяч тонн украинской курятины, а в 2023 году импорт увеличился в два раза — до 20 тысяч тонн в месяц.
Жалобу Anvol тогда поддержала депутат французского парламента Каролин КОЛОМБЬЕ, написав письмо главе французского Минсельхоза Марку ФЕНО. Её поддержал депутат Николя МЕЙЗОННЕ, обратившись в правительство с просьбой отреагировать на рост украинского импорта.
Никаких мер во Франции против украинской курятины не приняли, но в октябре 2023 года клуб недовольных пополнился Италией, а её представитель в Европарламенте Изабелла АДИНОЛФИ пожаловалась ещё и на поставки украинского куриного яйца.
Борьба с украинской курятиной стала обратной стороной борьбы с зерном: если его нельзя вывезти, то его скормят птице. Птицу, в отличие от крупного рогатого скота, на Украине выращивать есть кому — на рынке лидирует «Мироновский хлебопродукт» Юрия КОСЮКА (один из друзей Петра ПОРОШЕНКО). На МХП приходится от 80 до 90% экспортных поставок.
Как следствие, в 2023 году Украина экспортировала 425 тысяч тонн курятины на 800 млн долларов, нарастив экспорт на 3%. Средняя цена за 1 кг мяса составила 1,8 доллара.
А 8 января в дело пошла «тяжёлая артиллерия» — польский еврокомиссар по вопросам сельского хозяйства Януш ВОЙЦЕХОВСКИЙ инициировал введение ограничения на импорт курятины с Украины.
***
Реакции на призыв объединений фермеров свернуть режим беспошлинной торговли с Украиной со стороны Еврокомиссии пока нет, однако, исходя из предпринятых ею ранее действий, евробюрократы попытаются воздержаться от каких-либо резких мер.
Сделать это будет сложнее, чем в случае с зерновым бунтом: перечень проблемных товарных групп становится только длиннее, а противоречия между украинскими и европейскими аграриями переходят на общеевропейский уровень.
Мнение Польши ещё можно проигнорировать, мнение Германии, Франции, Италии и Австрии — куда сложнее.
Пожалуй, прав польский еврокомиссар Януш ВОЙЦЕХОВСКИЙ : Россия в этих условиях выиграла дважды. Первый раз — когда получила новые рынки сбыта, изгнав оттуда Украину. Второй раз — когда украинское продовольствие стало множить конфликты внутри Евросоюза.
Есть ещё третий фактор, который польский чиновник не озвучил. — Десятилетия работы европейских фермеров и агрохолдингов в условиях закрытого тарифными и нетарифными ограничениями рынка с бесконечным дотированием привели к тому, что даже немощное (за пределами производства зерновых и маличных) украинское сельское хозяйство со своими небольшим объёмами производства становится мощным дестабилизирующим фактором на рынке Евросоюза.
Иван ЛИЗАН, политэкономист, руководитель аналитического бюро проекта «Сонар-2050».