Уроки истины

Уроки истины
127

Украинский кризис, по мнению большого числа экспертов, запустил тектонические изменения в вопросах глобальной безопасности, политического и экономического мироустройства в Европе, Евразии, Африке и Латинской Америке.

Американские аналитики давно извели себя вопросом, удастся ли Вашингтону в обозримом будущем сохранить нынешний уровень своего глобального доминирования и влияния на международные отношения. Необходимо признать, что некогда раздутый факт сплочения стран Запада под флагом США — уже давно не выглядит столь убедительным, как в начале специальной военной операции России на Украине.

Согласно последним опросам общественного мнения, треть европейцев рассматривают американское влияние в международных отношениях как негативный фактор. И лишь треть верит в то, что в пятилетней перспективе Америка останется самым влиятельным игроком в мировой политике.

Одновременно с этим, несмотря на небывалый уровень антироссийской истерии, безусловно повлиявшей на настроения значительной части населения западных стран, специалисты фиксируют заметно более позитивное отношение к России в молодежной среде.

Если на сегодняшний день руководство стран Европы в целом демонстрирует высокий уровень верноподданнических настроений по отношению к Вашингтону, и у Евросоюза не просматривается желания начать играть более самостоятельную роль в международных делах, то после предстоящих президентских выборов в США, а также выборов в Европарламент и назначения председателя Еврокомиссии в 2024 году аналитики не исключают варианта начала периода охлаждения трансатлантических связей.

Тем временем за пределами пока благополучной для Соединенных Штатов Европы ситуация все больше выходит из-под контроля Белого дома.

Неожиданно значительные проблемы США с навязыванием своей повестки странам Глобального Юга и Востока побудили Вашингтон вспомнить о давно забытых им более гибких подходах, пока, впрочем, не приносящих заметных результатов. Помимо участившихся случаев проявления двусторонних трений с Соединенными Штатами, государства мирового большинства все активнее выступают в международных организациях — привычно рассматриваемых Белым домом как инструмент проведения собственной политики — против засилья темы Украины в ущерб вопросам конфликтов в Африке, на Ближнем Востоке и климатических репараций.

Как считают эксперты, чем дольше будет продолжаться украинский конфликт, требующий постоянной западной помощи, но не ведущий к победе ни киевского режима, ни Запада, тем в большей степени многосторонние международные институты, которым приходится учитывать мнения всех их участников, будут принимать итоговые резолюции с максимально нейтральными формулировками. Такая тенденция, безусловно, будет вести к дальнейшему ослаблению влияния как самих международных организаций, так и коллективного Запада в целом.

И это далеко не единственный эффект от украинского кризиса, полагают эксперты. Провалы и неудачи украинских клиентов Соединенных Штатов на поле боя подрывают авторитет американской военной машины, глобальная мощь и угроза применения которой десятилетиями использовалась вашингтонскими политиками для обеспечения своих интересов исключительно с позиции силы. Немыслимые до недавних пор публичные сравнения военного потенциала США с потенциалом других стран в варианте реального, а не теоретического столкновения с серьезным противником, стали обыденностью и зачастую указывают на вероятность неблагоприятных именно для Вашингтона последствий подобного столкновения.

По данным осведомленных экспертов, после всех произведенных военных поставок Украине, не приведших к ощутимым результатам на поле боя, оставшихся на складах боеприпасов самим США хватит лишь на несколько недель масштабного конфликта. После многолетнего бряцания Вашингтона оружием вокруг Тайваня, в Пентагоне обнаружили, что в настоящий момент сами Соединенные Штаты оказались к нему не вполне готовы.

Вспышка напряженности на Ближнем Востоке в октябре 2023 года, в ходе которой неожиданно для Вашингтона встал вопрос о необходимости срочного наращивания военной помощи Израилю, подтвердила истощение арсеналов Пентагона.

Тем временем в сфере экономической экспансии, как с тревогой отмечают эксперты, США системно проигрывают Китаю, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Помпезно анонсированная «борьба» администрации Джозефа БАЙДЕНА с «глобальным злом» перестает быть консолидирующим фактором и внутри самих Соединенных Штатов.

По прошествии более полутора лет с начала украинского конфликта первоначальный общественный консенсус в США в пользу оказания помощи Киеву претерпел глубокий раскол, и теперь уже большинство американцев не поддерживают дальнейших неограниченных и неконтролируемых финансовых вливаний в военные действия. Это стало создавать реальные препятствия в Конгрессе продолжению субсидирования режима Владимира ЗЕЛЕНСКОГО, подрывая уверенность других членов западной проукраинской коалиции в верности самой администрации Джозефа БАЙДЕНА призывам «борьбы до победного конца».

Министр иностранных дел России Сергей ЛАВРОВ дал предельно точное определение генезиса возникновения украинского конфликта: «порождён неоколониальной политикой Соединённых Штатов и их сателлитов».

В соответствии с новой Концепцией внешней политики «Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечила бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства».

Олег КАРПОВИЧ, эксперт Российского общества политологов (РОП), доктор политических наук, доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе и директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.

АКТУАЛЬНО